Александра Гайдук променяла эстраду на киноплощадку

Артистка больших и малых форм

В начале 2000–х не было в нашем шоу–бизнесе звезды ярче, чем Александра Гайдук. Кто не помнит красноволосую красотку, певшую про «самое сладкое место на теле»? Саша смеется, вспоминая, как Алена Спиридович на одном из концертов во Дворце Республики представила ее публике: «А сейчас я приглашу на сцену певицу, которая исполнит песню, слова из которой я бы никогда не осмелилась вымолвить вслух. А она вот смогла!»


С того концерта прошло больше десяти лет. Все эти годы Гайдук ни дня не была заложницей одного образа. Меняла цвет волос и прически, откровенные концертные наряды — на строгие деловые комплекты, после драйвовых песен исполняла баллады и лирические романсы. Экспериментировала и в профессии. Пробовала себя в роли телеведущей (ее авторский проект «Фигуры» выходил 2 сезона на Первом канале), руководила БелМузТВ. И лишь недавно она смогла реализовать свою детскую мечту: начала активно сниматься в кино.

Встретиться с Сашей в Минске — последний год певица живет и работает в Москве — помогли обстоятельства. Увы, отнюдь не радостные: артистка вернулась на родину, чтобы проститься с наставником, народным артистом Александром Тихановичем...

— В 1996 году я приехала в Минск, совершенно чужой для меня город. Не знала здесь ни одного человека, но была полна решимости построить карьеру эстрадной певицы. И так сложилось, что на этом важном для любого начинающего артиста этапе, я встретила Ядвигу Поплавскую и Александра Тихановича. Саша — не только профессионал своего дела, но и человек, который умеет отдавать. Ведь ни для кого не секрет, что на эстраде работают люди непростые, иногда завистливые, люди, которые не умеют радоваться успехам других, — такие, по сути, великие эгоцентристы. Саша с Ядей — счастливое исключение из всех правил. Они сразу взяли меня к себе на работу.

— Как это было? Ты пришла к ним и сказала: «Я Саша Гайдук, и я хочу у вас работать»?

— Это случилось на одной из новогодних телевизионных съемок. Там же, кстати, я познакомилась с Володей Провалинским, Людой Полковниковой, Валерой Дайнеко, которые всегда меня очень поддерживали. Я выступила с той единственной песней, которая на тот момент была у меня в репертуаре. А Тиханович с Поплавской подошли и пригласили к себе в театр. Спросили: «Санечка, чем мы можем тебе помочь?» Знали, что я здесь одна, обратиться не к кому. Свои первые песни я записала у них на студии. И все мои первые концерты, выходы на большую сцену связаны с этими людьми. У нас были не только профессиональные отношения. Они мне как крестные родители — люди, которые всегда подскажут, помогут, направят. Я всегда буду помнить о том, что Ядя с Сашей для меня сделали. Светлая память этому человеку...

Александра в мини-сериале «Провинциалка»

— А зачем тебе, артистке с академическим вокалом, вообще понадобилась эстрада?

— Все просто: на тот момент опера была для меня не так интересна. Опера — это классика, академизм, определенные рамки. Петь одну и ту же арию 385 раз? Увольте. Мне хотелось создавать свою музыку, свои неповторимые сценические образы. Я не смогла бы себя реализовать на оперной сцене так, как смогла на эстраде. Но была еще одна причина: у меня очень рано появились дети. В брестском музколледже я училась целых шесть лет, за время учебы умудрилась дважды выйти замуж, дважды развестись и от каждого брака родить ребенка. На момент окончания учебы у меня было двое сыновей, о чем, кстати, никто не знал. Иначе бы вытурили в три секунды! Чтобы продолжать учиться опере, нужно было поступать в консерваторию. А я не могла себе этого позволить. Кто детей кормить будет? Ведь я была для них и мамой, и папой одновременно.

— Неужели ни первый, ни второй муж совсем не помогали?

— Увы, в силу молодости и, возможно, легкомысленного отношения к жизни они были заняты чем–то своим. И так получилось, что дети оказались нужны только мне. Кем я только не работала: в 90–х открыла свое кооперативное кафе, где была и официанткой, и барменом, и водителем, и директором. Бралась за все, лишь бы выжить. Время было перестроечное, приходилось крутиться. Параллельно еще и училась. Хорошо, что помогали моя бабушка, мамина мама, и дедушка. Это был очень тяжелый период... Но я ни о чем не жалею. Считаю, что всему свое время. Дети во многом повлияли на мой выбор профессии. Сыновья — большой стимул для работы, ведь у них никого, кроме меня, нет. Та огромная мера ответственности, которая легла на мои плечи, как раз и подстегивала чего–то добиваться в жизни.

В картине «Мой близкий враг» Гайдук сыграла маму героинь Валентины Гарцуевой  и Дарьи Барановой

— Помнишь момент, когда началось твое узнавание как певицы Александры Гайдук? Когда стали подходить на улицах, просить автографы?

— Это началось тогда, когда у нас появился шоубиз, коммерческие телеканалы и радиостанции. В 2003–м я записала альбом «Адреналиновый ангел». И тут началось... Я, конечно, понимала, сколько шишек на меня посыплется, но в этом был своеобразный элемент игры. На тот момент именно так я себя ощущала: красные волосы, кожаная одежда, мотоциклы на сцене — энергия буквально перла из меня. Песня про «самое сладкое место на теле» была своего рода музыкальным стебом. Композиция взорвала хит–парады всех радиостанций. И люди, у которых есть чувство юмора, понимали, что к этому нельзя серьезно относиться. На нашей эстраде не было ничего подобного, все были такие... застегнутые на все пуговицы, что ли. Помню, Юра Царев (известный шоумен, радиоведущий. — Прим. автора) рассказывал такой случай. Он тогда работал на радио, песня была в ежедневной ротации. И как–то с утра раздается звонок: «Юрий, что же это делается? Я прихожу на работу — и утро у нас начинается с чего? С постели, с поиска мест на теле... Кто ж поет такие песни?» А звонил человек, который очень хорошо меня знает, но знаком с другой частью моего творчества — любит мои романсы, баллады. Юра ему отвечает: «Так это ваша любимая певица Александра Гайдук». Далее последовала пауза и ответ: «Вы мне голову–то не морочьте. Саша в принципе не может петь такие песни». В итоге песню крутить разрешили, только попросили не делать это с утра.

— Сейчас про «сладкое место» по–прежнему поешь?

— Иногда просят на корпоративах. С большой сцены уже давно не пою. Все должно быть сообразно времени и месту. Сейчас я в большей степени занята актерской карьерой.

— Изучила, кстати, на досуге твою фильмографию: 14 проектов. Не ожидала, честно говоря.

— А я ведь всегда мечтала быть актрисой и собиралась поступать в Ленинград в театральный. Но в 16 лет влюбилась, затем вышла замуж, родился ребенок... В Бресте не было театрального, поэтому, чтобы хоть как–то быть ближе к мечте, поступила в брестский музколледж. Там была дисциплина «мастерство актера» — на это и повелась. В 2003–м параллельно со школой телевидения «Останкино» я окончила московскую академию кино, но опять встретила мужчину, своего будущего мужа. Собрала чемоданы и вернулась с ним в Минск.

Кадр из сериала «Одиссея сыщика Гурова»

— Третье замужество, получается, снова отодвинуло мечту быть актрисой?

— Тогда я уже и сама подумала, что моя актерская карьера так никогда и не состоится. В Минске записала новый альбом, как продюсер создала несколько масштабных проектов, стала руководить собственным музыкальным телеканалом. Я никогда и никому не говорила «нет». Даже когда приносили не слишком качественный клип, всегда брала его в эфир. Понимала: он плохой не потому, что ребята бесталанны, а потому, что денег нет. Старалась помочь каждому. В тот момент мне казалось, что со мной дружат все. Но к сожалению, зависти и лицемерия вокруг оказалось слишком много...

Актерская профессия — это всегда командная игра. В отличие от шоу–бизнеса, где дружба практически невозможна и каждый сам по себе. На съемочной площадке не чувствуешь себя одиноким. За время съемочных дней все становятся одной семьей, каждый — от оператора до художника по костюмам — работает на результат. Мой сценический и жизненный опыт — это тот бэкграунд, на который я сегодня могу опереться в актерской профессии. Сейчас, чувствую, пришло то время, когда я наконец–то могу реализовать свою мечту.

— А театральная сцена тебя привлекает?

— Всегда привлекала. Мечтаю о театре. Но у меня все впереди, еще же есть время, верно?..

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 29 (25164). Суббота, 11 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter