
С того концерта прошло больше десяти лет. Все эти годы Гайдук ни дня не была заложницей одного образа. Меняла цвет волос и прически, откровенные концертные наряды — на строгие деловые комплекты, после драйвовых песен исполняла баллады и лирические романсы. Экспериментировала и в профессии. Пробовала себя в роли телеведущей (ее авторский проект «Фигуры» выходил 2 сезона на Первом канале), руководила БелМузТВ. И лишь недавно она смогла реализовать свою детскую мечту: начала активно сниматься в кино.
Встретиться с Сашей в Минске — последний год певица живет и работает в Москве — помогли обстоятельства. Увы, отнюдь не радостные: артистка вернулась на родину, чтобы проститься с наставником, народным артистом Александром Тихановичем...
— В 1996 году я приехала в Минск, совершенно чужой для меня город. Не знала здесь ни одного человека, но была полна решимости построить карьеру эстрадной певицы. И так сложилось, что на этом важном для любого начинающего артиста этапе, я встретила Ядвигу Поплавскую и Александра Тихановича. Саша — не только профессионал своего дела, но и человек, который умеет отдавать. Ведь ни для кого не секрет, что на эстраде работают люди непростые, иногда завистливые, люди, которые не умеют радоваться успехам других, — такие, по сути, великие эгоцентристы. Саша с Ядей — счастливое исключение из всех правил. Они сразу взяли меня к себе на работу.
— Как это было? Ты пришла к ним и сказала: «Я Саша Гайдук, и я хочу у вас работать»?
— Это случилось на одной из новогодних телевизионных съемок. Там же, кстати, я познакомилась с Володей Провалинским, Людой Полковниковой, Валерой Дайнеко, которые всегда меня очень поддерживали. Я выступила с той единственной песней, которая на тот момент была у меня в репертуаре. А Тиханович с Поплавской подошли и пригласили к себе в театр. Спросили: «Санечка, чем мы можем тебе помочь?» Знали, что я здесь одна, обратиться не к кому. Свои первые песни я записала у них на студии. И все мои первые концерты, выходы на большую сцену связаны с этими людьми. У нас были не только профессиональные отношения. Они мне как крестные родители — люди, которые всегда подскажут, помогут, направят. Я всегда буду помнить о том, что Ядя с Сашей для меня сделали. Светлая память этому человеку...

— А зачем тебе, артистке с академическим вокалом, вообще понадобилась эстрада?
— Все просто: на тот момент опера была для меня не так интересна. Опера — это классика, академизм, определенные рамки. Петь одну и ту же арию 385 раз? Увольте. Мне хотелось создавать свою музыку, свои неповторимые сценические образы. Я не смогла бы себя реализовать на оперной сцене так, как смогла на эстраде. Но была еще одна причина: у меня очень рано появились дети. В брестском музколледже я училась целых шесть лет, за время учебы умудрилась дважды выйти замуж, дважды развестись и от каждого брака родить ребенка. На момент окончания учебы у меня было двое сыновей, о чем, кстати, никто не знал. Иначе бы вытурили в три секунды! Чтобы продолжать учиться опере, нужно было поступать в консерваторию. А я не могла себе этого позволить. Кто детей кормить будет? Ведь я была для них и мамой, и папой одновременно.
— Неужели ни первый, ни второй муж совсем не помогали?
— Увы, в силу молодости и, возможно, легкомысленного отношения к жизни они были заняты чем–то своим. И так получилось, что дети оказались нужны только мне. Кем я только не работала: в 90–х открыла свое кооперативное кафе, где была и официанткой, и барменом, и водителем, и директором. Бралась за все, лишь бы выжить. Время было перестроечное, приходилось крутиться. Параллельно еще и училась. Хорошо, что помогали моя бабушка, мамина мама, и дедушка. Это был очень тяжелый период... Но я ни о чем не жалею. Считаю, что всему свое время. Дети во многом повлияли на мой выбор профессии. Сыновья — большой стимул для работы, ведь у них никого, кроме меня, нет. Та огромная мера ответственности, которая легла на мои плечи, как раз и подстегивала чего–то добиваться в жизни.

— Помнишь момент, когда началось твое узнавание как певицы Александры Гайдук? Когда стали подходить на улицах, просить автографы?
— Это началось тогда, когда у нас появился шоубиз, коммерческие телеканалы и радиостанции. В 2003–м я записала альбом «Адреналиновый ангел». И тут началось... Я, конечно, понимала, сколько шишек на меня посыплется, но в этом был своеобразный элемент игры. На тот момент именно так я себя ощущала: красные волосы, кожаная одежда, мотоциклы на сцене — энергия буквально перла из меня. Песня про «самое сладкое место на теле» была своего рода музыкальным стебом. Композиция взорвала хит–парады всех радиостанций. И люди, у которых есть чувство юмора, понимали, что к этому нельзя серьезно относиться. На нашей эстраде не было ничего подобного, все были такие... застегнутые на все пуговицы, что ли. Помню, Юра Царев (известный шоумен, радиоведущий. — Прим. автора) рассказывал такой случай. Он тогда работал на радио, песня была в ежедневной ротации. И как–то с утра раздается звонок: «Юрий, что же это делается? Я прихожу на работу — и утро у нас начинается с чего? С постели, с поиска мест на теле... Кто ж поет такие песни?» А звонил человек, который очень хорошо меня знает, но знаком с другой частью моего творчества — любит мои романсы, баллады. Юра ему отвечает: «Так это ваша любимая певица Александра Гайдук». Далее последовала пауза и ответ: «Вы мне голову–то не морочьте. Саша в принципе не может петь такие песни». В итоге песню крутить разрешили, только попросили не делать это с утра.
— Сейчас про «сладкое место» по–прежнему поешь?
— Иногда просят на корпоративах. С большой сцены уже давно не пою. Все должно быть сообразно времени и месту. Сейчас я в большей степени занята актерской карьерой.
— Изучила, кстати, на досуге твою фильмографию: 14 проектов. Не ожидала, честно говоря.
— А я ведь всегда мечтала быть актрисой и собиралась поступать в Ленинград в театральный. Но в 16 лет влюбилась, затем вышла замуж, родился ребенок... В Бресте не было театрального, поэтому, чтобы хоть как–то быть ближе к мечте, поступила в брестский музколледж. Там была дисциплина «мастерство актера» — на это и повелась. В 2003–м параллельно со школой телевидения «Останкино» я окончила московскую академию кино, но опять встретила мужчину, своего будущего мужа. Собрала чемоданы и вернулась с ним в Минск.

— Третье замужество, получается, снова отодвинуло мечту быть актрисой?
— Тогда я уже и сама подумала, что моя актерская карьера так никогда и не состоится. В Минске записала новый альбом, как продюсер создала несколько масштабных проектов, стала руководить собственным музыкальным телеканалом. Я никогда и никому не говорила «нет». Даже когда приносили не слишком качественный клип, всегда брала его в эфир. Понимала: он плохой не потому, что ребята бесталанны, а потому, что денег нет. Старалась помочь каждому. В тот момент мне казалось, что со мной дружат все. Но к сожалению, зависти и лицемерия вокруг оказалось слишком много...
Актерская профессия — это всегда командная игра. В отличие от шоу–бизнеса, где дружба практически невозможна и каждый сам по себе. На съемочной площадке не чувствуешь себя одиноким. За время съемочных дней все становятся одной семьей, каждый — от оператора до художника по костюмам — работает на результат. Мой сценический и жизненный опыт — это тот бэкграунд, на который я сегодня могу опереться в актерской профессии. Сейчас, чувствую, пришло то время, когда я наконец–то могу реализовать свою мечту.
— А театральная сцена тебя привлекает?
— Всегда привлекала. Мечтаю о театре. Но у меня все впереди, еще же есть время, верно?..
leonovich@sb.by
Советская Белоруссия № 29 (25164). Суббота, 11 февраля 2017