Источник: Знамя юности
Знамя юности

Артем Осипов: любую работу нужно делать честно и с удовольствием

Талантливый, харизматичный, надежный – так говорят об Артеме Осипове друзья и коллеги. Популярный актер снялся уже в сотне фильмов и сериалов, более 20 лет является ведущим актером «Сатирикона», но главным достижением в жизни по-прежнему считает свою большую и крепкую семью. О роли в своем новом проекте «Акушер», талантах и поклонниках, семейных ценностях и своих мечтах он эксклюзивно рассказал в интервью «Знаменке».


- У вас много сыгранных ролей врачей, вас уже включают в медицинские сериалы автоматически, как артиста с проверенной медицинской квалификацией. Или для «Акушера» все-таки был кастинг?

– Этого я не знаю. Выбор актерского состава для проекта, как правило, тайна за семью печатями, эдакое сакральное действо. Артистов берегут от подобного рода информации, чтобы потом не было обид, косых взглядов. Мы же даже не знаем, кому перешли дорогу.

– А своему коллеге Никите Панфилову (исполнитель главной роли в сериале. – Прим. «ЗН»), который менее искушен ролями медиков, вы давали советы в этом плане?

– У меня нет ощущения, что Никита менее искушен в подобного рода ролях. Кстати, я тоже акушера играл в первый раз.

– Но вы уже, можно сказать, глубоко интегрировались в медицинскую среду, изучали опыт работы медиков. Разве это не помогает?

– Нельзя сказать, что мы всерьез изучаем специфику работы своих геро­ев. Безусловно, у нас на площадке всегда присутствуют консуль­танты – профессиональные врачи, в данном проекте специалисты в гинекологии, которые нам помогали в каких-то специфических моментах. Мы же этим не владеем, а профессиональный врач лажу сразу увидит.

– В этом проекте вы играете еще и бюрократа – завотделением. Какой это персонаж по характеру?

– В большей степени отрицательный. Он карьерист, завистливый человек, поскольку его визави – персонаж Никиты – более талантлив как врач и более удачлив, более харизматичный. Там действительно есть чему завидовать.

Кадр из сериала «Акушер»

– В сериале «Склифосовский» вам пришлось играть тяжелобольного. С какой стороны играть интересней, увлекательней?

– Я несколько раз заходил в  проект с разных сторон. И там и там есть свои прелести. Например, однажды играл человека, которому делают полостную операцию на сердце. Делали ее, конечно, на резиновом манекене, но в некоторых сцена­х пришлось лежать под толстен­ной силиконовой накладкой и еще одной рукой качать помпу с жидкостью, чтобы в кадре отчетливо билось силиконовое сердце. Это довольно тяже­ло физически, а снималось все это долго, и ведь никуда оттуда не дене­шься.

– У вас есть брат и сестра, и в вашей семье трое детей. Это такая дань традиции?

– Мы ничего такого не планировали, я не говорил себе: «Так, у нас всегда в семье было трое детей, значит, и у меня будет трое детей». Нет, такого не было. Но у меня есть твердое убеждение, что дети – это прекрасно, чем больше детей, тем лучше. Даже завидую семьям, в которых большое количество детей. Но это трудно, и я не понимаю, как родители справляются.

– Что для вас самое сложное в воспитании детей?

– Родительское терпение и адекватное отношение к ним. Понять, что перед тобой с самого начала личность, всегда психологически сложно. Но надо сразу поня­ть, что ребенок – не поле каких-то твоих педа­гогических опытов и гештальтов, а вполне самостоятельный человек со своими чувствами и мыслями. Есть ощущение ответственности за него, что надо помочь ему вырасти и стать хорошим человеком.

– Маргариту вы в шутку называете администратором. Какие обязанности на нее возложены в сугубо патриархальном мире?

– Да, она действительно администрирует всю нашу жизнь. Так сложилось, что какие-то вещи получаются у меня лучше…

– Наверное, кулинарные?

– В том числе да. У нас такая семья: кому что нравится, тот то и делает. А все остальные удовольствие от этого получают. Конечно, помогаем друг другу, в первую очередь нашей маме.

– Ваш приемный сын достаточно взрослый. Он уже определился с призванием? Вы что-то ему советуете в этом плане?

– Конечно, мы много разговариваем, но определяться ему пока рано. Я вообще не уверен, что детям надо сразу и во всем четко определяться. На определенном этапе жизни им просто надо заниматься тем, что нравится. Я не склоняю детей к какому-то выбору, важно услышать, что этот человечек сам хочет.

– Вы отпустите его в самостоятельное плавание, как это сделали родители, когда вы один переехали из Саратова в Москву.

 – Конечно, я понимаю, что это обязательно произойдет. Основная сложность в том, что тебе кажется: этот человек твой. А он не твой, у него свой путь, своя жизнь.

– Следят ли за вашим творчеством в Саратове? Готовят уже памятную доску?

– Что там доску? Памятник! Шутка, конечно. Откуда же я знаю? Это даже смешно. Я очень тепло отношусь к Саратову как к месту своего рождения. Но если говорить всерьез, в Саратове прожил значительно меньше лет, чем в Москве. Когда я там бываю, помню, что здесь моя малая родина. Но я больше 20 лет назад оттуда уехал, вообще ничего не знаю про современный Саратов, как там живут и чем живут.

– Вы поступили с ходу на курс к Константину Райкину, в школу-студию МХАТ. Это удача или так и должно было случиться?

– На тот момент у Константина Аркадьевича были свои задачи, у меня – свои. Так получилось, что наши задачи совпали. Он набирал курс под определенный проект. Видимо, я тогда попал в его режиссерское видение. А дальше было много работы, и здесь уже включается закономерность. Мне не очень нравится обсуждение этой ситуации с точки зрения везения. Я приехал достаточно подготовленным, поэтому неправильно говорить, что мне просто повезло.

С женой Маргаритой и сыновьями

– Теперь вы сами преподаватель и делаете свой выбор.

– Да, я работаю в качестве преподавателя кафедры актерского мастерства и режиссуры Высшей школы сценических искусств и набираю свои собственные курсы. Мне это новое направление нравится, это то, что я умею, люблю и считаю, что в этом  могу принести людям много пользы, как бы пафосно это ни звучало.

– Вы видите, кто из учеников талантливый, кто далеко пойдет, а кто уже «пришел»?

– Да, конечно. Талант виден невооруженным глазом, иногда, конечно, его приходится «доставать», но эта искра божья сразу чувствуется. Человек талантливый, как правило, очень сомневающийся. Такого важно правильно настроить, поддержать.

– Нет ли планов выступить в качестве режиссера театра?

– Есть желание, есть мысли. Планами это назвать нельзя, потому что планы – это то, что записано в календаре с точной датой реализации. Вот таких планов у меня на сегодня нет. Но мне это интересно, и мне кажется, есть что сказать.

– У вас уже 94 роли в проектах. Для вас эти цифры значимы? Ставите себе какие-то вехи в кинокарьере?

– Честно говоря, я никогда не подсчитывал роли. Вы вот сейчас озвучили цифру, думаю: ого! Мне 40 лет, я в классическом кризисе среднего возраста нахожусь со всеми вытекающими. Конечно, мне хочется, чтобы итоговая цифра ролей и проектов была как можно больше. Мне нравится то, чем я занимаюсь, думаю, что приношу много пользы для режиссеров, для продюсеров, для людей...

– А вы сами какие работы считаете определяющими в карьере, знаковыми для себя лично?

– Надеюсь, мои лучшие роли впереди. Из этой весомой озвученной цифры есть действительно классные работы, с другой стороны, они для меня все важные. Я про­фессионал, любую работу делаю с удовольствием и честно. Но иногда не все получается, так как кинопро­изводство – это на 100 процентов команд­ная работа.

– Какие роли хотели бы сыграть?

– Это очень ситуационно. Сегодня ты одно сыграл, завтра – другое, послезавтра – третье. Ничего конкретного я вам не скажу, не услышите вы ответа: «Гамлета, Отелло…»

– Помимо таланта вас выделяет еще и адаптивность к трюковому кино: большинство из них вы выполняете самостоятельно. Вот зачем этот излишний риск отцу троих детей?

– Вот это еще одни издержки кризиса среднего возраста. Но если серьезно, все трюки, которые я выполнял и выполняю, к каскадерским при всем желании отнести нельзя. Я не прыгал с высоких этажей, но если надо упасть, например, на коробки – почему же этого не сделать? Не вижу в этом геройства. Я спортивный и стремлюсь оставаться таким, для меня важно себя хорошо чувствовать. Профессиональным экстримом давно не занимаюсь: не катаюсь на мотоциклах, не прыгаю с парашютом. В этом смысле я не спортсмен, я физкультурник. Люблю бег, легко и с удовольствием пробегаю полумарафон. И вы попробуйте. Должно понравиться.
Артем Осипов

Родился: 29 января 1983 года в Саратове

Образование: в 2005 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ

Семья: в браке с Маргаритой Осиповой воспитывает троих сыновей

Карьера: с 2002 года – актер театра «Сатирикон». Сыграл роли в 94 фильмах и сериалах, среди которых: «Сын отца народов», «День выборов – 2», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Банды» и т. д.
Евгений НИКОЛАЕВ (специально для «ЗН»), фото из личного архива Артема Осипова
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter