Археологические памятники в чернобыльской зоне

Артефакты просят защиты

Чернобыльская зона — это не только деревни, поглощенные лесами или погребенные в «братских могилах»...

Чернобыльская зона — это не только деревни, поглощенные лесами или погребенные в «братских могилах». Не только без малого полсотни «самоселов», на свой страх и риск живущих под радиоактивным солнцем. Но и памятники. Усадьбы и дворцы, военные захоронения, древние стоянки, курганы, могилы, селища и поселения. Нынче они скрыты от глаз людских, туда пускают редкого туриста. Но сровнять и их с землей было бы кощунством...


Зона раскопок


В моих руках солидное научное издание, где на 242 страницах описаны все 924 имеющиеся в чернобыльской зоне Могилевской области памятника археологии, их подробные координаты и найденные там артефакты. За этот труд «черные копатели», думается, отдали бы мне немалые деньги. Поэтому сопровождающий нас заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского государственного университета имени Кулешова профессор Игорь Марзалюк сразу предупреждает: в тексте не стоит упоминать любые привязки к местности, иначе буквально завтра же там объявятся «охотники» с металлоискателями:


— Вообще же, в зоне отчуждения, наверное, не осталось ни одного памятника, который не подвергался бы грабительским раскопкам.


Вот и мы на пересеченной местности Краснопольского района заметили по центру небольших холмов неглубокие колодцы. «Черные» археологи здесь поработали если не в начале этого сезона, то в конце прошлого.


— Слава богу, мы хоть развороченных костей не видели. Случай вандализма зафиксировали пару лет назад в Чериковском районе. Скелет, с которого были сняты украшения, так и остался лежать на земле, — возмущен Игорь Марзалюк.


Впрочем, проблема «черных» археологов — хоть и сложная, но вполне решаемая. Достаточно ужесточить наказание за ведение нелегальных раскопок: разработать твердую шкалу штрафов за поднятые из земли ценности, создать специальную инспекцию, ввести запрет или ограничить пользование металлодетекторами для непрофессионалов... Ведь характерна эта проблема не только для чернобыльской местности. Обывателям обычно нет никакого дела. А милиция обратит внимание даже на простое проникновение в зону. Копатели знают тысячи способов объяснить свои действия правоохранительным органам, однако слукавить, если забрался в режимную местность, уже не выйдет...


Раскопки легальные тем временем сопряжены с опасностью облучения. Понятно, исследование чернобыльской зоны — это занятие для профессионалов, не для зеленых студентов–практикантов. Профессор Игорь Марзалюк считает необходимым провести под патронатом Национальной академии наук государственную чернобыльскую археологическую экспедицию:


— По подобию проходившей в нашей стране в начале 1990–х государственной историко–культурной экспедиции по спасению памятников истории и культуры Беларуси в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Благодаря ей был собран ряд уникальных этнографических экспонатов. Мы придем к тому, что рано или поздно все равно придется исследовать памятники археологии. Многие бесценные материалы по истории как раз находятся в чернобыльской зоне. Особо важный регион для изучения — Полесье. Это прародина славян. Если бы мы с вами поехали в одну из отселенных деревень Костюковичского района, то увидели бы ключевой памятник для понимания многих процессов эпохи палеолита. Уникальный, эталонный.


По ком звонит колокол


Зона уже давно не слышит и колокольного звона. Начальник Администрации зон отчуждения и отселения Василий Шабловский уверяет: действующие церкви на вверенной ему территории едва ли остались:


— Храм Михаила Архистратига из деревни Вылево Добрушского района бережно демонтировали и перенесли в Гомель на Речицкое шоссе. Теперь это памятник жертвам Чернобыля. Еще одна деревянная церковь XVII века сгорела лет десять назад во время большого пожара в деревне Дудичи Чечерского района. За зданием присматривал один из местных жителей.


Другое дело — на границе условно грязной и условно чистой зон, за «периметром». Вот, например, в деревне Выдренка Краснопольского района, достопримечательностью которой является деревянная церковь Святого Дмитрия Ростовского, построенная более ста лет назад без единого гвоздя. Историко–культурная ценность, о чем свидетельствует соответствующая табличка!


Местная реликвия — икона Серафима Саровского. В богатом иконостасе не заметить ее невозможно. Один из ее краев словно замутнен белой краской. Отец Виктор замечает: пятно нерукотворное. Его появление связано с предзнаменованием чернобыльской трагедии:


— В те годы служил в этой церкви протоиерей Виктор. Заходит он как–то в храм, а воздух там какой–то неземной. Смотрел–смотрел, так и не смог понять, что происходит. Направился к алтарю. Поднял голову — а там облако. С него роса течет. Будто дождь идет. Вот даже след остался. Дело было перед воскресной службой... Только, увы, это откровение никто из прихожан не разгадал. А через некоторое время взорвался Чернобыль...


Эта церковь в округе — одна из немногих, выстоявших в годы советской власти. Ее могли разрушить и в Великую Отечественную войну. Забравшийся внутрь немецкий офицер стрелял в наших солдат. Погибло человек сорок. Хотели по нему ударить из пушки, но командир запретил. Не дал храму погибнуть. А фрица выкурили при помощи дыма... 






Крыничка у деревянной церкви Святого Дмитрия Ростовского в чернобыльской деревне Выдренка Краснопольского района. Она известна уже 150 лет. Настоятель церкви – отец Виктор – рассказывает о случае исцеления одной из прихожанок. Благодаря целебной воде, женщина из Ветковского района вылечилась от позвоночной грыжи.


Местные жители искренне считают: это место намолено. Может быть, поэтому последствия чернобыльской трагедии для конкретного населенного пункта стали не столь драматичными? Вокруг — зона отселения. А Выдренка осталась относительно чистым пятном, где уровень радиации не превышает 15 кюри и где до сих пор проживают десятки людей.


Дворцов заманчивые своды


Коллеги с портала 34mag.net включили в список 34 белорусских достопримечательностей, которые обязательно стоит посетить, поместье Николая Герарда в деревне Демьянки Добрушского района. Только, несмотря на интерес, экскурсии в этот архитектурный шедевр на берегу Ипути нынче проводят лишь от случая к случаю. Сугубо по специальному разрешению. Регулярно же сюда наведываются только местные власти — приводят в порядок территорию. Это также зона с последующим отселением.


— Мы занимаемся поиском денег для того, чтобы здание хотя бы законсервировать, — обрисовывают перспективы поместья в Добрушском райисполкоме. — Нашли в Польше родственника прежних хозяев, он хочет приехать. Пытаемся включить дворец в туристический маршрут. Только пока не можем: радиация. Кроме того, чтобы возродить этот памятник, люди должны там работать постоянно...


А Ветковский райисполком, как рассказали в Администрации зон отчуждения и отселения, тем временем планирует провести работы по реставрации старинной усадьбы в отселенной деревне Речки.

 

Советская Белоруссия №91 (24228). Среда, 22 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter