Арт-нео

Все любопытнее наблюдать, до какой степени нечто иное появилось в нашем арт-пространстве вместе с минской галереей современного искусства "Ў"...

Все любопытнее наблюдать, до какой степени нечто иное появилось в нашем арт-пространстве вместе с минской галереей современного искусства "Ў". Хоть и возникла-то она считанные недели назад... Но тут и правда происходит что-то особенное. Не имеющее ничего общего с рационалистичностью сегодняшнего мира, хотя искусство, которое "Ў" пропагандирует, вне коммерческой культуры теряет всякий смысл. Взять хотя бы поп-арт, свои размышления на тему которого галерее предложили теперь 19 белорусских художников сразу. Новая выставка "Философия масс. Белорусский нео-поп-арт" проходит здесь с ежедневным сопровождением экскурсоводов-искусствоведов, причем для детей и взрослых - свои программы. А если для кого-то и после этого вопрос, почему подобное называется искусством, останется открытым, лекций, фильмов, дискуссий, "круглых" и даже "сладких" (!) столов на эту тему в ближайшие пару недель "Ў" проведет столько, что, думаю, ее гостям сложно будет если уж не полюбить современное концептуальное творчество, то хотя бы не понять, почему творения родоначальника поп-арта Энди Уорхолла оцениваются сегодня десятками миллионов долларов. Вход - по-прежнему бесплатный...


Возможно, когда-нибудь галерея "Ў" и станет коммерчески успешной. Но пока ее создатели готовы, не считая, вкладывать в свой проект деньги, силы и эмоции, чтобы собрать (а может, и воспитать) свою публику, неравнодушную к современному искусству. Не вспомню, чтобы кто-либо из наших галерейщиков брался за дело с таким азартом...


Начало маршрута - серая комната Сергея Шабохина, украшенная многочисленными вырезками из старых газет и энциклопедий, поясняющими суть поп-арта. Вполне узнаваемый интерьер 60-х годов прошлого века (в моем случае - по фильмам и визитам в деревню к бабушке)... Только все артефакты времени (фундаментальные настенные часы, шифоньер с фигурками лебедей за стеклом и прочую меблировку) Сергей беспощадно выкрасил в цвет асфальта, видимо, стремясь подчеркнуть, до какой степени это новое, дерзкое, полноцветное, даже агрессивное искусство было чуждым советским вкусам... Следующая комната - пестрая "детская", создание которой явно не обошлось без участия детей художников. Например, дочери Антонины Слободчиковой, пожертвовавшей на импровизированный "алтарь" искусства бусики, заколки и другие девчачьи ценности. Или близнецов Александра Некрашевича, ставших моделями для очередных киборгов отца, прославившегося своими живописными каламбурами уже не только в Беларуси... Разглядывая "привет" Дэмиену Херсту от Константина Селиханова (череп, украшенный термостразами, сияющими ничуть не хуже бриллиантов Херста), между делом я отмечаю, что когда-то дизайн таких знакомых советской детворе резиновых игрушек или медицинских банок, выставленных в "транс-авангард-бутике" Артура Клинова, вовсе не казался мне издевательским... Нынче в ходу дизайны иные, но у современного искусства, похоже, для любой формы или явления заготовлена своя порция иронии. Очевидно, чтобы поиск новых идей не прекращался и впредь...


К слову, многие из экспонатов выставки минской публике хорошо знакомы - некоторые работы тандема Цеслера - Войченко давно растащены на цитаты, произведения же других авторов обильно демонстрировались в неофициальном белорусском павильоне 53-го Венецианского бьеннале минувшим летом в "БелЭкспо". Однако, если тот павильон был пусть громкой, но разовой репликой нашего современного искусства (через три дня "венецианскую" выставку демонтировали), теперь оно явно готово к обстоятельному разговору.


- Нам хотелось выяснить, есть ли поп-арт в Беларуси, что он вообще представляет собой сегодня, - размышляет куратор проекта "Философия масс" Сергей Шабохин, чье фотовысказывание, по мнению искусствоведов и зрителей, было самым ярким в белорусском павильоне 53-го Венецианского бьеннале. Тогда же, кстати, Сергей получил и право первой персональной выставки в галерее "Ў", открытия которой в июне все еще только ждали.


- Однако я решил, что попробовать себя в роли куратора куда интереснее, - признается Шабохин. - И теперь, кажется, для меня многое прояснилось, как художник должен взаимодействовать со зрителем...


Очевидно, что приручать белорусскую публику к современному искусству галерея "Ў" намерена бережно и осторожно... Пожалуй, у нее это может получиться.


P.S. Расписание экскурсий по выставке "Философия масс. Белорусский поп-арт" смотрите на официальном сайте галереи "Ў" по адресу http://ygallery.by/.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter