Арт и шок

Где выставить и продать свои творения молодому художнику

Где выставить и продать свои творения молодому художнику

Среди полотен современных отечественных мастеров не так уж мало подлинных шедевров. Причем не только у именитых мэтров, но и у совсем молодых. Вот только заявить о себе на рынке искусства им не так-то просто. Казалось бы, галерей хоть отбавляй. А как пробиться в выставочные залы? И есть ли вообще в стране тот самый рынок?

“Ў” какие!

Событием нынешней осени стало открытие нового художественного салона. Расположилась галерея в бывшем пункте приема стеклотары, в ста метрах от площади Победы. Название центр искусства взял запоминающееся — “Ў”. Самая белорусская буква родного алфавита, видимо, не случайно была выбрана в качестве имени салона: здесь экспонируются отечественные мастера и преимущественно представители альтернативного направления в искусстве. Так сказать, насколько необычна буква, настолько неординарно и все, что “под ней” происходит.
Снаружи галереи гостей встречают яркие перевернутые киноафиши и допотопный “Запорожец”, куда следует бросать, как в “книгу жалоб”, свои пожелания по улучшению работы салона. Внутри посетителей встречают приятные молодые кураторы. А работы недавно открывшейся выставки “Философия масс. Нео-поп-арт” шокируют своей откровенностью. Лик Аполлона, трансформирующийся в лицо Гарри Поттера, порнозвезда Чиччолина, сливающаяся с образом Джоконды, и две Мадонны — Дева Мария и... популярная певица. Таково современное искусство — оно не для всех, но многие его создают и многие готовы платить за эти картины. Но пока галерея не-
прибыльное предприятие. Вход сюда свободный. Арт-площадка существует на спонсорские деньги. Это хорошо, но не прагматично. Художнику приятно выставить свои полотна, но еще нужно за что-то жить, а галерейщикам — иметь со своего дела прибыль.

Естественный отбор

Во многих странах искусство — одна из самых доходных отраслей экономики.
— Искусство — очень модное направление для вложения капитала, — констатирует Руслан Вашкевич, мастер “новой волны” в отечественном художественном мире. — Но у нас арт-рынка пока нет. Молодым талантливым людям неизвестен механизм, как заработать на своих произведениях, как в целом заявить о себе, дойти до критиков и покупателей.
Однако же галереи в Минске, да и в других областных городах есть. Работает целый музей современного искусства, где регулярно проходят выставки начинающих и маститых художников. В чем же проблема? Этого ли мало как для художников, так и для тех, кто просто сочувствует высокому искусству?
— Эти помещения годятся для проведения отдельных выставок, но не отвечают современным требованиям в плане дизайна, достаточных площадей, — считает Вашкевич. — Экспозиционный зал являет собой зачастую просто коробку, там нет проекторов, нормального освещения. Теоретически в таких помещениях можно организовать выставку: пишешь заявку, показываешь работы. Но так уже давно не работают в Европе. Музей и галерея — сложные и самодостаточные, а также прибыльные предприятия на Западе.
Наблюдение Руслана Вашкевича отчасти подтвердили в музее современного искусства.
— У нас даже Интернета нет! — ошарашила признанием заведующая отделом выставок Надежда Зеленко. — Нас кормят “завтраками” уже несколько лет. Говорят, что нет денег...
Тем не менее выставки проходят и попасть со своими работами в музей современного искусства не так уж просто. Отбор здесь жесткий. Худсовет рассматривает кандидатуры художников с большим пристрастием.
— Прерогатива отдается молодым талантам, — отмечает тенденцию Надежда Витальевна. — Но есть некоторые условия. Желающий показать свои работы должен иметь высшее художественное образование, показаться на республиканских или групповых выставках. Только в этом случае у художника есть шанс. Однако минуты славы придется ждать долго. До двух лет. Мы государственное учреждение. Имеем кое-какие обязательства перед посольствами, институтами. Иногда из-за официальных мероприятий переносим выставки. Желающих выставиться много. К сожалению, мы не можем ответить согласием на все запросы.

Без рамок

Для желающих не стоять в очереди и быстро продать свои произведения выход один — идти на ярмарку “Минский вернисаж”, расположенную у Октябрьской площади. Славу там вряд ли приобретешь, но на хлеб насущный заработать удастся. Здешние художники ради прибыли не стесняются даже копировать картины мировых классиков.
— А что, беру репродукцию в альбоме и срисовываю, — откровенничает копиист. — Могу исполнить какой угодно заказ. Люди хотят видеть в своих домах работы великих художников, но не каждому же Ван Гог по карману.
Логично, конечно. Только вряд ли это назовешь национальным искусством, тем более классикой и уж совсем никак не авангардом. Грубая подделка, не иначе. Однако это одна из форм реализации творческого потенциала некоторых художников. Не имея возможности прорваться на верх пирамиды искусства, они сидят у ее подножия и срисовывают то, что создали раньше более удачливые и нередко более талантливые авторы.
— Знаете, есть такой каталог “Сотбис”, ну вот оттуда срисовала, — говорит женщина, представившаяся Жанной. У нее развешены работы с видами Венеции, Парижа, уличных карнавалов. Художница сама смастерила и рамки для “своих” шедевров. Жанна готова предложить скидку, если клиент купит ее картину. Средняя цена полотна — 250 долларов. Его Жанна готова отдать без рамы — тогда сразу минус четверть цены.
Иностранцы приходят на вернисаж, но больше ценят оригинальную белорусскую живопись. У французов, немцев пользуются огромным спросом Щемелев, Толстик, Савич, Кищенко, Литвинова. За шедеврами нужно направляться в престижную “Галерэю мастацтва” Белорусского союза художников на проспекте Независимости. Однако молодые художники там редкость. А мэтры не нуждаются в рекламе.

Авторитетно

Сергей ТИМОХОВ, заместитель председателя Союза художников по выставочной деятельности: “30 процентов наших художников продают свои работы за границей”

— Как молодому художнику пробиться в престижные галереи, чтобы показать себя, “продаться”?
— Есть выставки, на которые не допускаются не члены союза. Например, в художественном салоне “Галерэя мастацтва” в первую очередь берут работы членов союза и редко делают исключения. Поэтому могу посоветовать молодым художникам вступать в наше объединение — это престижно, статусно и жизненно необходимо. Тогда все решится само собой. К тому же член союза может рассчитывать на выделение ему личной мастерской.
— Сколько сейчас членов в союзе?
— Около 1200 человек.
— Как стать членом вашей организации?
— Художник в возрасте до 35 лет может вступить в молодежную секцию, проведя пять выставок республиканского уровня.
— Это звучит нереально! Как попасть на выставки, организуемые чаще всего союзом, не будучи его членом?
— Такая возможность есть. Сейчас проходит выставка “Миллениум”, и в ней принимают участие и не члены союза. Даже больше: поскольку отбор для участия в экспозиции, как всегда, был очень жесткий, то даже не все члены союза смогли выставить свои работы, иногда предпочтение отдавалось работам со стороны. Каждый год проводится “Калядны фэст”, на который также приглашаются все желающие художники. Вскоре откроется первое республиканское биеннале прикладного искусства, куда также могут предложить свои работы молодые художники, еще не вступившие в наше творческое объединение.
— Художник Вашкевич высказался в том духе, что, дескать, в стране нет арт-рынка. А как считаете вы?
— С этим я могу согласиться. Дело в том, что арт-рынка у нас и не было никогда, он только зарождается. Арт-рынок давно существует за границей, где произведения искусства активно продаются, переходя из рук в руки.
— Среди белорусских художников есть такие, чьи работы пользуются спросом на Западе?
— По именам называть не буду, но скажу, что около 30 процентов членов нашего союза продают свои произведения за границей.
— Как они туда “пробиваются”?
— Сейчас это очень просто. Во-первых, через Интернет. Во-вторых, многие художники приезжают в Берлин или Варшаву, приходят в тамошние галереи, показывают фотографии собственных работ, и если они заинтересуют владельца салона, то он возьмет две-три картины на комиссию, “на пробу”. Если на нового автора возникнет спрос — ему предложат постоянное сотрудничество. Но есть одна негативная сторона вопроса — “утечка” шедевров: если наши художники везут свои произведения за границу, то там эти вещи и остаются. И может так статься, что на родине из произведений талантливого живописца ничего не останется. Достаточно привести пример Бориса Заборова, который эмигрировал еще в советское время в Париж. И когда не так давно передавал в Национальный художественный музей всего лишь одну свою графическую работу, это вызвало настоящий фурор. Поэтому нужно, чтобы сложилась ситуация, когда картины наших художников будут приобретать сами белорусы. И когда это произойдет, тогда можно будет говорить о сложившемся арт-рынке.

“НГ” СПРОСИЛА

Интересно ли вам современное отечественное искусство?

Вероника СОЛОВЬЕВА, политолог-юрист:
— Я интересуюсь современным искусством нашей страны, слышала, что есть талантливые люди, которые организовывают смелые перформансы, лепят, рисуют нечто невообразимое, но, к сожалению, ничего из этого не видела. У нас культура выставок еще не стала неотъемлемой частью жизни общества. Выставляются свои для своих. Мир искусства Беларуси, к сожалению, закрытая тусовка.

Андрей, мастер-отделочник:
— Выставки я не посещаю — нет времени. Разве что если буду проходить по улице и “зацепит” афиша — я, пожалуй, загляну в галерею.

Алексей и Наталья БЕЛЬКОВЫ, молодые родители:
— У нас недавно родился ребенок, поэтому о культурных мероприятиях временно забыли. Есть у нас фотограф знакомый, Евгений Коноплев, на его выставки ходим по приглашению. Помним, были в галерее, и там висел чистый лист, каждый посетитель мог что-то свое дорисовать или дописать. Это интересно. Но все-таки мы за классическое искусство.

Геннадий ПАСЮКЕВИЧ, предприниматель:
— У меня частная фирма, занимаюсь производством, выживаю с трудом. На искусство времени нет. Хожу на промышленные выставки, где я могу найти клиентов, пообщаться с партнерами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter