Арт–Эхо

Составить рейтинг самых ярких арт–событий уходящего года едва ли не впервые совершенно нереально...

Возможно, в истории белорусской культуры нынешний год когда–нибудь будет отмечен цветной краской — как новая точка отсчета для художников, наконец–то получивших возможность явить миру то, что десятилетиями копилось у них в мастерских, квартирах и подвалах. Или даже как начало нового витка в развитии национального искусства... Впрочем, не исключено, что через десяток–другой лет мало кто скажет, чем же так примечателен был 2009–й. Но сейчас, в его последние дни, нам есть о чем вспомнить. Хотя составить рейтинг самых ярких арт–событий уходящего года едва ли не впервые совершенно нереально. Ведь когда речь идет не о выставках, не о фестивалях, а именно о событиях, их можно только констатировать. По факту, не сравнивая, в хронологическом порядке. Итак...


Апрель. Слуцкие пояса


Многолетний спор между белорусскими и российскими музеями за реликвии, вывезенные из Беларуси в годы последней войны, наконец–то вышел из стадии безрезультатного обмена обидами и претензиями. Министр культуры России Александр Авдеев во время своего визита в Национальный художественный музей официально объявил, что слуцкие пояса из коллекции Государственного исторического музея России будут демонстрироваться в Беларуси как угодно долго. «Пока белорусы того пожелают, хоть вечно», — подытожил министр. И хотя о передаче драгоценных изделий Слуцкой мануфактуры в собственность Беларуси речи все еще не ведется, количество школьников, недоумевающих, «в чем прикол с этими поясами», за этот год резко сократилось. А то ведь парадокс: до недавнего времени большинство белорусов, цитирующих хрестоматийное стихотворение Максима Богдановича, знаменитый на весь мир «цвяток радзiмы васiлька» могли видеть лишь на блеклых фоторепродукциях из школьного учебника. Но теперь шедеврами из Слуцка можно свободно любоваться и в белорусских музеях... К слову, летом Смоленский государственный музей–заповедник привез в Минск еще 4 слуцких пояса. Национальному музею истории и культуры (ныне историческому), где выставлялись раритеты из Смоленска, удалось договориться о продлении выставки на месяц дольше запланированного срока. Так пожелала белорусская публика...


Июнь. «Белорусский павильон 53–го Венецианского бьеннале»


53–й по счету смотр достижений современного искусства в Венеции, собравший творцов из 77 стран, снова прошел без белорусов. Однако художники, упрямо желающие доказать, что contemporary art в Беларуси все же существует, накануне открытия престижнейшего международного арт–форума создали альтернативный «Белорусский павильон 53–го Венецианского бьеннале» в выставочном центре «БелЭкспо». Правда, демонстрировать свои достижения больше трех дней не рискнули, опасаясь, что не все поймут: белорусское актуальное искусство стремится к диалогу со зрителями, а вовсе не к дешевым скандалам. Основания для беспокойства у художников были: весной с их альтернативной выставки в Литературном музее имени Янки Купалы сняли сразу несколько полотен — кому–то это искусство показалось чересчур раздражающим. Причем подобное не раз случалось и раньше — стоило даже одному из посетителей какой–либо нетрадиционной белорусской выставки усомниться в нравственности вывешенного произведения, как холст тут же убирали с глаз долой... Тем не менее «Белорусский павильон 53–го Венецианского бьеннале», во время которого любой из гостей мог присоединиться к любому из «круглых столов» или дискуссий, проходивших тут же, впервые вызвал у публики больше любопытства, нежели раздражения. Обнаружилось, что художников, стремящихся говорить на языке завтрашнего дня, у нас ничуть не меньше, чем в тех 77 странах, которые состязались в своем умении создавать новые образы на венецианской арт–олимпиаде. Возможно, через год там снова заговорят про белорусов?


Июнь. Визит в Минск гендиректора Лувра


В мировых музейных кругах профессор Анри Луаретт, президент–директор богатейшего музея Франции, снискал репутацию новатора. Именно при Луаретте в Лувре впервые стали проводиться выставки современного искусства, появились планы расширения музейных площадей за пределами Парижа... Однако первыми сильными впечатлениями французского профессора от Беларуси стали не музейные коллекции, а жизнеутверждающая архитектура главного минского проспекта. Признав уникальность белорусской культуры, господин Луаретт с восторгом констатировал: «Вы нам очень интересны!» И пришел к выводу, что обменом выставками сотрудничество Лувра и Национального художественного музея не ограничится. Было решено, что уже в самое ближайшее время французские специалисты станут обучать белорусских студентов мастерству реставрации. А буквально на днях Лувр и Национальный художественный музей Беларуси обсудили организацию выставки французской живописи в Минске в 2012 году...


Август — сентябрь. «Дах–9»


Белорусский павильон 53–го Венецианского бьеннале» будто разрушил плотину, удерживавшую национальное альтернативное искусство в глубоком андерграунде. Международный фестиваль искусств «Дах–9» во Дворце искусства длился уже месяц и собрал под своей крышей всех, у кого было желание что–либо сказать или показать. Даже тех, кому сказать и показать было, по большому счету, нечего. Организаторы проекта решили взять публику если не качеством, то количеством... Впрочем, камень в эту выставку, местами напоминавшую отнюдь не образную свалку, не бросил только ленивый. Но своей цели — показать моментальный срез белорусского искусства, воссоздав атмосферу берлинского кунстхауса «Тахелес» — комиссарам проекта, Алесю Родину (Дзю) и Дмитрию Юркевичу (Митричу), на мой взгляд, вполне удалось. В конце концов, чтобы оценить и выбрать, для начала нужно увидеть и сравнить. А после уже размышлять, что же считать настоящим искусством... И пусть талантливые идеи оказались там в одной куче с откровенным мусором, серьезным достижением «Даха–9» можно считать уже хотя бы то, что теперь и завсегдатаи минских ночных клубов знают, где находится Дворец искусства, который весь сентябрь буквально ломился от посетителей! И наконец, тема «белорусский арт» теперь никак не из разряда скучных...


Октябрь. Галерея «Ў»


В начале 2009–го белорусские художники совсем отчаялись. Даже было предприняли попытку возродить квартирные галереи, возникшие в советском арт–пространстве еще в 50–е годы прошлого века, когда, не имея возможности выставиться в музее или галерее, инакомыслящие творцы вынуждены были устраивать нелегальные или полулегальные вернисажи у себя дома... Вскоре перестала существовать и самая нестандартная из минских галерей — «Подземка»... Однако через полгода галерейщицам Валентине Киселевой и Анне Чистосердовой удалось найти в Минске солидных спонсоров и убедить их, что поддержка искусства — хороший тон для европейских бизнесменов (что так и есть!). И вот взамен полуподвальной «Подземки» в Минске появилась новая, уже далеко не такая тесная, но все такая же уютная галерея «Ў» («У нескладовае»). Где рады всем и с готовностью проведут бесплатную (!) экскурсию для любого количества гостей в удобное для них время, причем как минимум на трех европейских языках... Пока все проекты «Ў» носят характер чистой благотворительности, однако Анна и Валентина задались целью весьма амбициозной. А именно: создать наконец национальный арт–рынок и сделать современных белорусских художников полноценными участниками мирового арт–процесса. Но действовать решили по–женски дипломатично, завоевывая публику не скандалами, а любовью... Определенно, 2010–й будет еще интереснее!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter