Ароматы НАТОвской кухни: не подгорело ли?

Ароматы натовской кухни

Путь Украины в Североатлантический альянс начался сразу после распада СССР при активной поддержке США

Уже неделю мировые СМИ обсуждают прошедший 11 — 12 июля в Вильнюсе саммит НАТО, пережевывая разными сторонами информационных челюстей и подавая под все новыми соусами одно и то же скромное блюдо — почему Украину не взяли в Североатлантический альянс. Хотя рецепт этого незатейливого продукта и процесс его перманентного приготовления любой желающий может наблюдать уже десятки лет.

Военно‑полевой набор

Практически сразу после распада СССР (в чем немаловажную роль сыграла как раз позиция тогдашнего руководства Украинской ССР) официальный Киев начал флирт с Западом, пытаясь в рамках новых политических реалий поиграть на застарелых комплексах обиды «младшего брата» на «старшего».
Стремясь получить дополнительные бонусы при разделе спорного советского имущества (как то: Черноморский флот и ядерное оружие), а также обеспечить противовес сохранявшемуся сильному влиянию России на вопросы внутренней и внешней политики, лидеры новой Украины настойчиво стали обивать порог мировой политической кухни, в качестве которой восприняли НАТО, а позже и Евросоюз.
Мечтая попасть в число шеф‑поваров, заваривающих разнообразные каши мировых конфликтов и снимающих невообразимо сладкие пенки с варенья из выгодных себе экономических и политических договоренностей, представители украинской элиты постоянно стучались в двери, окна и стены альянса. А в последнее время, похоже, даже решили воспользоваться опытом западного Санта‑Клауса и засматриваются на дымоход… Какой‑никакой, а ход! Однако американо‑европейские утонченные гастрономы не горели и не горят большим желанием видеть в своих рядах обычного селянина, любителя простецкого борща да сала, сильно приправленных чесночком.
Потому максимум, чего пока добился украинский парубок, — это постоять под окошком да понюхать ароматы изысков с господской кухни. Хотя и от окна его не отпускают, требуя то дровишек подать, то мусор вынести. Но через порог — ни‑ни!
Судите сами: еще в 1992 году Украина стала членом Совета североатлантического сотрудничества, в 1994‑м начала сотрудничество с НАТО в рамках инициативы «Партнерство ради мира», в 2002‑м удостоилась большего внимания в форме «Индивидуального плана партнерства с НАТО», в 2005‑м вступила в «Ускоренный диалог» с альянсом, а в 2008‑м получила заверения, высказанные на саммите организации в Бухаресте, что вот‑вот Киеву будет предоставлен План действий по членству в НАТО.

Все эти телодвижения сопровождались постепенным проникновением на территорию «нэньки» натовских военных советников, инструкторов, организацией совместных учений, тренировок и боевых слаживаний. Так, с 1995 по 2002 год ежегодно проходили совместные учения Украины и США «Щит мира», с 1997‑го по 2014‑й почти ежегодно украинские военные участвовали в общенатовских учениях Sea Breeze на Черном море. В 2002 году на территории Украины были организованы учения Cooperative Adventure 2002, являвшиеся на тот момент самыми масштабными учениями НАТО на территории стран СНГ. После «оранжевой революции», когда при президенте Викторе Ющенко происходит активизация сотрудничества с альянсом, украинские военные участвовали в 5 — 6 совместных учениях с НАТО ежегодно!

Переворот сознания

Одновременно щедро оплачиваемые из Фонда Сороса и иных западных фондов, корпораций и организаций структуры «гражданского общества» занимались кропотливой работой по обработке умов и изменению украинского общественного мнения в сторону дружественного восприятия Запада и НАТО.
Что говорить, если отделения Фонда Сороса «Открытое общество» были развернуты в Украине еще в 1990 году, то есть за год до распада СССР! И лишь за последние 10 лет объем грантов, которые одна только данная структура влила в развитие украинского «гражданского общества», составил более 230 млн долларов!
Одной из первых реформ, в которую вложились западные доброхоты, стала «модернизация» советской системы образования и создание «новой украинской школы», которая, как сказано на сайте самого фонда, направлена «на продвижение инклюзивного и коллективного подхода к обучению и критическому мышлению». Результаты этого «критического мышления», свойственного новому поколению украинцев, каждый здравомыслящий человек с ужасом мог видеть, наблюдая молодежные «скакания» на майданах, креативное использование «коктейлей Молотова» для сжигания несогласных, бесовские танцы и перформансы вокруг Киево‑Печерской лавры и тому подобные прелести «инклюзивного коллективного подхода».

Не меньше ужаса должны вызывать и слова о том, что Фонд Сороса «поддерживает развитие независимых средств массовой информации в Украине и ряд инициатив по проверке фактов, а также других мер по борьбе с дезинформацией и содействию информированным общественным дебатам». Это, заметьте, на голубом глазу говорится и пишется сейчас, когда в украинском информационном поле полностью зачищены все не то что оппозиционные, а и просто альтернативные СМИ, счет убитых журналистов перевалил за восьмой десяток, а ложь украинского ЦИПСО стала притчей во языцех!
Некоторое торможение процессов сопряжения Украины с НАТО и ЕС, а также полуразворот на Восток в недолгий период президентства Виктора Януковича стали истинными причинами для организации пресловутой «революции достоинства», непредвзятыми наблюдателями именуемой не иначе как государственным переворотом.

Обещанного три года ждут… Или больше?

После майданно‑госпереворотных перипетий 2014 года, сопровождавшихся четким обозначением в собственной внутренней и внешней политике и законодательной базе ориентации на окончательное и бесповоротное вступление в Североатлантический альянс, после развязывания гражданской войны с собственным народом условной «восточной» («пророссийской») ориентации, переросшей в прямой военный конфликт с Российской Федерацией, украинское руководство очень рассчитывало, что уж теперь‑то его возьмут в НАТО!

Предпосылок — хоть отбавляй! Взаимодействие с альянсом резко выросло — только в 2014 году Украина приняла участие в 15 совместных учениях и продолжала эту практику вплоть до начала специальной военной операции. Украинские военные проходили стажировки на Западе. В вооруженных силах «незалежнай» сменили звания и форму, пытаясь максимально избавиться от общего с Россией советского наследия и максимально приблизиться к стандартам НАТО.

После февраля 2022‑го ВСУ стали буквально заваливать техникой, снаряжением и боеприпасами из стран альянса. США и европейские государства наперебой заявляют о предоставлении Украине все новых траншей финансовой помощи, которая в прошлом году превысила 50 млрд долларов.

Однако вильнюсский саммит четко продемонстрировал, что при всем высочайшем уровне политической, военной и финансовой поддержки видеть Украину в качестве полноправного члена своего альянса страны НАТО не желают. Создали новую структуру — Совет Украина — НАТО, в рамках которой теперь будет происходить все взаимодействие между альянсом и Киевом и где, по уверению генерального секретаря Йенса Столтенберга, отдельные члены НАТО не будут иметь возможности блокировать его работу, а каждая страна, включая Украину, сможет созывать эту встречу для экстренных консультаций.

Что ж, большое достижение! Формально отменили для Украины в будущем необходимость выполнить требования Плана действий для членства (ПДЧ) в НАТО. Однако вместо старого плана обложили возможное вступление Киева в альянс требованиями проведения разного рода реформ, не уточнив, каких и в какие сроки. И главное — никаких намеков на возможные сроки вступления Украины в НАТО даже после окончания военного конфликта! Как утешение вслед обиженному Зеленскому из Вашингтона прозвучало заявление советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, который в интервью телеканалу CBS сказал, что «…Будущее Украины в НАТО. Это не подлежит обсуждению. Это то, о чем договорились».
Однако когда наступит это светлое будущее, чуть ранее обозначил сам босс Салливана, президент США Джо Байден: «Этого не произойдет в ближайшей перспективе. Не произойдет, пока не закончится война».

Кто не хочет мира?

А вот как раз завершения войны Вашингтон и не хочет. Современное состояние дел весьма устраивает американское военно‑промышленное лобби. В длительной войне «до последнего украинца» происходит истощение ресурсов России и Украины. Для помощи последней разработан план по выделению в дальнейшем, вдобавок ко всем уже истраченным и запланированным суммам, еще 500 млн долларов ежегодно. Европейские страны щедро посылают на украинские фронты технику и боеприпасы, оголяя собственные склады. Взамен заключаются многомиллиардные контракты с американскими производителями вооружений.
Для подстраховки, чтоб европейские партнеры по НАТО не «спрыгнули» со своих обязательств, вильнюсский саммит установил в качестве минимального порога трат на военные расходы цифру в 2 процента от ВВП для всех членов альянса (с подразумевающимся поощрением к его увеличению).
Чтоб не волновать финансовые рынки, США пока воздерживаются от передачи собственной техники и ее активного использования на украинском театре военных действий, предпочитая заполнять ангары стран, формально не принимающих участия в войне. А то вон с «Леопардами» был казус, когда от вида горящих немецких машин резко вниз пошли акции компании‑производителя.

Но не только ради военных поставок Вашингтон выступает за сохранение напряженности.
Конфликт в Восточной Европе надежно гарантирует невозможность реализации масштабной китайской инициативы «Нового шелкового пути» («Один пояс — один путь»), что одновременно снижает экономические потенциалы и КНР, и Евросоюза. Окончание же войны приведет к открытию новых возможностей в глобальной логистике, причем вне зависимости от результата и явно не в интересах США.
Если Украина потерпит военное поражение от России, то исчезнет как государство и принимать в НАТО будет некого.
Военное поражение России вряд ли возможно, учитывая ее ядерные арсеналы. Ну а в случае заключения мира на невыгодных для Киева условиях и вступления в НАТО остатков Украины с ее нынешними политическими взглядами, направленными на непризнание любых территориальных уступок, данное государство станет источником постоянных провокаций и угроз на украинско‑российской границе. А это повлечет необходимость задействования статьи о коллективной обороне и станет началом полномасштабной ядерной войны со всеми вытекающими последствиями.

Вот и приходится, чтоб Украина продолжала участвовать в бесперспективной мясорубке, перемалывающей сотни тысяч жизней украинцев, тысячи единиц техники, бессчетное число тонн боеприпасов и миллиарды долларов, манить ее возможностями вступления в организацию, членом которой она никогда не станет. Так что запах господской кухни — это единственное наслаждение, пока доступное наивному парубку. Вот только все более странный аромат подгорелого мяса доносится с этой кухни.

Алексей БЕЛЯЕВ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter