Армия в зеркале реформы.

Итоги года российских Вооруженных сил.

Подходит к концу очередной год формирования нового облика ВС России. На недавней коллегии Минобороны министр Анатолий Сердюков заявил, что задачи, по-
ставленные Верховным главнокомандующим, в основном выполнены. Сердюков напомнил, что с января 2012 года вступает в силу закон, согласно которому значительно повышается уровень денежного довольствия военнослужащих. Говоря о задачах Вооруженных сил РФ на 2012 год, министр обороны назвал в числе приоритетных вывод подготовки войск на новый уровень. «Если предыдущие три года мы проводили в основном широкомасштабные стратегические маневры и учения, то в 2012 году сделаем акцент на подготовке тактического звена», – отметил
А. Сердюков. Министр обороны сообщил, что на предстоящих в 2012 году учениях в Южном военном округе предстоит проверить возможность создаваемой в Вооруженных силах страны перспективной системы управления.

В числе других направлений развития Вооруженных сил Сердюков назвал формирование войск Воздушно-космической обороны. Эти войска позволят объединить возможности противовоздушной и противоракетной обороны, сил предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.

Еще одной новацией 2012 года станет формирование военной полиции. Как сообщил Сердюков, будет проведена аттестация офицеров военных комендатур, а подразделения военной полиции будут сформированы во всех гарнизонах. При этом деятельность военной полиции будет регламентирована соответствующей нормативно-правовой базой, которую предстоит разработать.

Подводили итоги года и военные эксперты. В частности, этой теме был посвящен круглый стол, организованный Российским общественно-политическим центром (РОПЦ) и Институтом политического и военного анализа (ИПВА). Ведущим мероприятия был директор ИПВА, полковник запаса Александр Шаравин. Кроме него по проблеме выступили сопредседатель Ассоциации военных политологов, доктор политических наук Василий Белозеров, генерал-майор запаса, бывший заместитель командующего войсками Московского военного округа Андрей Доронин, директор Центра общественно-политических исследований, полковник РВСН в отставке Владимир Евсеев, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок и другие.

Участники круглого стола отметили, что в ходе нынешней военной реформы можно наблюдать как положительные стороны, так и сохраняющиеся значительные проблемы. В войска начала поступать новая техника, решаются многие социальные проблемы военнослужащих, включая жилищную, повышается денежное довольствие. Владимир Евсеев отметил, что Стратегические ядерные силы (СЯС) в ушедшем году практически не сократились, то есть поступление новой техники почти полностью компенсировало списание устаревшей и выработавшей ресурс. Поскольку у нас сохраняется вся «ядерная триада» (наземная, морская, авиационная составляющая СЯС), причем в Ракетных войсках стратегического назначения поддерживается баланс между мобильными и шахтными ракетными комплексами, проблема американской ПРО представляется сильно преувеличенной. Наши СЯС преодолеют ее без малейших затруднений.

Однако в других видах ВС и родах войск проблем гораздо больше. Здесь новой техники приобретается пока значительно меньше, чем необходимо для компенсации списываемой. Хотя, например, ВВС и ПВО только в этом году получили в разы больше самолетов и вертолетов, чем за весь период 2000–2008 годов. При этом, однако, как отметил Андрей Доронин, даже для приобретаемой техники, кроме ее недостаточности в количественном плане, часто нет четкой концепции боевого применения. Военно-политическое руководство далеко не всегда четко формулирует задачи, которые ставятся перед предприятиями ВПК при разработке и производстве техники и перед ВС при ее эксплуатации. Участники «круглого стола» подчеркивали, что 20 трлн рублей, выделяемых на Государственную программу вооружений до 2020 года, может оказаться совершенно недостаточно для реального перевооружения ВС, особенно учитывая тот факт, что по ряду позиций разработка и производство техники идут гораздо медленнее, чем запланировано по этой программе. Хотя боевая подготовка в войсках заметно интенсифицировалась по сравнению с предыдущими почти 20 годами, масштаб учений часто оказывается гораздо более ограниченным, чем необходимо для подготовки войск к отражению некоторых основных внешних угроз. 

Александр Шаравин и Сергей Кривенко обратили внимание на проблемы, касающиеся военно-служебных отношений. Самой большой из них является недостаточная юридическая проработка целого ряда важнейших вопросов. Например, невозможно отрицать пользы аутсорсинга, то есть выполнения бытовых работ в воинских частях гражданскими организациями. Однако до сих пор не проработан вопрос выполнения этих работ в ходе учений. Также гораздо более глубокая юридическая проработка необходима для организации службы по контракту на всех ее этапах, начиная от вербовки и заканчивая увольнением. Переход к годичному сроку службы по призыву полностью снял проблему дедовщины, но неуставные отношения не исчезли, они просто поменяли форму. Теперь вместо «дедов» сослуживцев могут третировать либо землячества с Северного Кавказа, либо просто группы наиболее физически сильных военнослужащих. А создание полноценного института младших командиров (сержантов и старшин) и военной полиции затягивается.

Тем не менее в целом военная реформа методом проб и ошибок продвигается в правильном направлении. Как отметил в своем Послании к Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев, «в государственной программе вооружений до 2020 года акцент сделан на новые виды оружия и техники, которые создаются на основе современных технологий. При этом большая часть гособоронзаказа уже размещается на несколько лет вперед. Это существенно улучшает возможности развития оборонных предприятий. Они, в свою очередь, должны выполнять свою работу качественно и в срок». По его словам, несмотря на сложные условия кризиса, предприняты шаги, позволяющие сделать нашу армию и флот более компактными, мобильными и боеспособными, и это позволило строить «действительно современные, эффективные Вооруженные силы».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter