Армия трясогузки снова в лесу

Наши предки–славяне называли июнь «чэрвенем». Не зря в Беларуси это название так и осталось. Красиво, правда?..

Наши предки–славяне называли июнь «чэрвенем». Не зря в Беларуси это название так и осталось. Красиво, правда? «Чэрвень»...


А фенологи зовут его еще поэтичнее: «румянец года».


Утро в июне скоротечно, мгновение — и пролетело. Но на смену утру приходит бесконечный июньский день. Время словно застывает. Облака неподвижны. Небо блекнет, будто выцветает от жары.


Словно покрытая лаком, шелестит тугая трава, сочная листва. Проснется утро, разбудит растения, птиц, насекомых, потянет теплый ветерок, и природа начнет нашептывать свои таинственные сказки...


Знакомьтесь: это слеток горихвостки–чернушки. «Слеток», конечно же, от слова «слетел». В нашем случае — это птенец, недавно покинувший гнездо.


В середине лета пение птиц затихает, и в лесу большей частью слышны лишь отрывочные и настойчивые возгласы птенцов, выпрашивающих пищу у родителей.


Кормление сопровождается характерными движениями и повадками, наблюдать процесс нетрудно и очень интересно. Особенно удобны такого рода наблюдения на открытых местах, по опушкам и полянам, где птицу или весь выводок можно видеть издали, не пугая своим присутствием.


Позднее, в июле, большинство птенцов становятся самостоятельными, и мы уже редко замечаем их кормление (лишь у тех птиц, которые выводят птенцов два раза за лето). Так что давайте воспользуемся случаем и понаблюдаем за юными пернатыми личностями. Тем более что среди них не только горихвостки, а молодые зеленушки и трясогузки.


Между прочим, очень часто возникают ситуации, когда люди пытаются спасать таких малышей. Каждый год тысячи малышей зверей и птиц изымаются из природы с благородной целью. «Спасители» не подозревают, что малыши горихвостки, оленя, лисы или дрозда вовсе не потерялись и не осиротели.


Вы встретили одинокого птенца воробья или дрозда. А, может быть, вам попался на глаза затаившийся в траве лосенок или лисенок. Они все такие маленькие, беззащитные. И вы, конечно же, хотите им помочь.


Если вы друг природе — не берите их к себе домой.


Их родители рядом. Спасая не нуждающихся в вашем участии малышей, вы совершаете большую ошибку. Лишенные родительской опеки детеныши диких зверей и птиц уже никогда не смогут вернуться в природу.


Не верите? Спрячьтесь и подождите немного. Наверняка увидите неподалеку взрослых птиц. Певчие дрозды бегают по траве. Белая трясогузка стремительно семенит по дорожке. Под деревом неторопливо собирает корм серьезный дубонос. Все они сейчас стараются не для себя. Им необходимо выкормить малышей. А для чего иначе они живут?


Ведь самое трудное время для таких птиц позади — строительство гнезда, двухнедельное насиживание яиц, выкармливание птенцов в гнезде... Сколько было тревог и волнений.


И вот пернатые малыши уже в полушаге от самостоятельной жизни.


Но как опасны эти полшага!


Кстати, у белых трясогузок на этом семейные хлопоты не заканчиваются. За лето они стараются вырастить два выводка птенцов. Не успеют первенцы толком получить «взрослое образование», как родители уже начинают строительство нового дома.


А что нам до этого, проворчит кто–нибудь. А хотя бы то, что кормят все эти птицы своих малышей насекомыми. И за время гнездования прилетают с кормом к гнезду от 5 до 20 тысяч раз. И каждый раз с вкусной гусеницей, бабочкой или комаром. Вот такие работящие соседи живут рядом с нами...


Игорь БЫШНЕВ, кандидат биологических наук.

byshnev@tut.by


Фото автора.


Советская Белоруссия №110 (24493). Пятница, 13 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter