Армия народа

Наша страна по праву стала реальным активным субъектом международных отношений, донором мировой и европейской безопасности...

Наша страна по праву стала реальным активным субъектом международных отношений, донором мировой и европейской безопасности. Это исторический факт. Он обусловлен политикой государства, основанной на принципах взаимного уважения, равноправия и справедливости.


Но мир и стабильность, поддерживаемые в Беларуси на протяжении более полутора десятков лет, породили иллюзорные мнения, будто безопасность устанавливается раз и навсегда. Что же касается так называемых ультралиберальных политологов и неких «экспертов» неправительственных организаций, то они пытаются внушить обществу, что никаких источников угроз для Беларуси не существует, а идеи защиты Отечества и всякие затраты на оборону являются надуманными.


Зачем нам армия, раз у нас нет врагов и противников? Зачем наращивать усилия по обеспечению обороноспособности государства?


Именно в начале нового века мир столкнулся с иррациональной и трудноуправляемой военно–политической ситуацией, симптомами которой стали фактически непримиримые политические, экономические, национальные, религиозные и территориальные противоречия.


Дело в том, что финансово–экономическая нестабильность, охватившая, по существу, все страны мира, является лишь проявлением более глубокого и масштабного планетарного цивилизационного кризиса.


Анализ возможных вариантов разрешения межгосударственных противоречий показывает, что они носят антагонистический характер. А это означает высокую вероятность применения военной силы для их разрешения, что наглядно подтверждают события последнего десятилетия.


При этом, как отмечают многие военные теоретики, в характере современных военных конфликтов наметилась тенденция постепенной международной легитимизации локальной войны.


Прежде всего следует остановиться на общей ситуации и военно–политической обстановке, которые определяются следующими основными факторами.


Во–первых, последние события в США и Европе говорят о том, что мировой финансово–экономический кризис не только не завершился, но продолжает углубляться, обещая новые потрясения планетарного масштаба. Официальная безработица даже в США уже несколько лет не опускается ниже 9%, а уровень безработицы в Евросоюзе достигает 10%.


Греция вплотную подошла к дефолту. Немногим лучше ситуация в Италии и Испании. Появились проблемы у Франции. Аналитики всерьез заговорили о возможности распада еврозоны и даже о крахе евро.


Экономический кризис затронул и страны Североатлантического альянса — на заседании военного комитета НАТО в сентябре 2011 года отмечалось, что в условиях экономической нестабильности требования в части оборонных расходов на уровне 2% от ВВП выполняли лишь пять государств. Средний показатель европейских стран составлял 1,7% от ВВП.


Несмотря на некоторое сокращение военных расходов даже со стороны ведущих государств, происходит массированное наращивание новейших обычных вооружений, прежде всего повышенного могущества и высокоточных.


Последовательно реализуются планы создания и развертывания глобальной американской системы ПРО в Европе. Объявлено о том, что система противоракетной обороны стран — членов альянса достигнет полной оперативной готовности в 2018 году, а ее отдельные компоненты начнут функционировать уже в 2012 году.


По поводу системы ПРО нужны пояснения. Хорошо известно, что разрешение двух глобальных экономических кризисов в начале и середине XX века проходило через мировые войны. Но мировую войну сегодня и в обозримом будущем вести невозможно. Ее конечная цель иррациональна — ничто!


Это положение, названное в свое время «взаимным гарантированным уничтожением», достигнуто в результате конкуренции двух социальных систем, и, несмотря на то что одной системы уже 20 лет нет, мир остается двухполярным с точки зрения обладания ядерными потенциалами.


В ракетно–ядерной сфере, как и во времена «холодной войны», полюсами биполярного мира являются Россия и США.


Но если ядерное сдерживание пока исключает из арсенала большой политики глобальную термоядерную войну, то это ни в коей мере не касается войн локальных и региональных. Тем более что имеет место размывание границ между военными и невоенными способами международного противоборства, наращивание возможностей скрытых, асимметричных насильственных военных и невоенных воздействий. Не случайно руководство многих стран, в том числе членов НАТО, большое внимание уделяет подготовке сил специальных операций.


Наиболее перспективным инструментом асимметричных действий являются средства ведения информационной войны. Поэтому вполне закономерно, что сегодняшние проекты в области создания информационных систем, например для нужд оборонного ведомства США, по объему финансирования начинают конкурировать с такими «классическими» проектами, как создание истребителя пятого поколения.


Во–вторых, современные риски, вызовы, угрозы национальной безопасности и их источники носят, как правило, комплексный и междисциплинарный характер. На одни и те же национальные интересы, в том числе в военной области, могут быть нацелены различные угрозы, которые способны создавать синергический, взаимоусиливающий эффект. Здесь особо важно, что сегодня обострились проблемы безопасности в политической сфере. Прежде всего это выражается в использовании рядом стран или коалициями новых стратегий и методов, затрудняющих обеспечение другими государствами, в том числе Беларусью, своих законных национальных интересов в данной области.


Главная особенность данных стратегий — реализация на практике внешних угроз через внутренние источники. Подобные стратегии и методы с середины 90–х годов прошлого века неоднократно применялись против Беларуси, в том числе в ходе и после выборов в 2010 году.


Если в нашей стране не удалось осуществить политической дестабилизации, то в ряде регионов мира их применение привело к конкретным результатам, в том числе в 2011 году.


Вслед за Тунисом и Египтом волна массовых беспорядков захлестнула практически все страны на севере Африки. Ситуация в них последовательно — по единому сценарию — выходила из–под контроля властей. Особенностью данных событий явилось масштабное применение технологий, испытанных в ходе «цветных революций», но с приоритетной ролью современных электронных технических средств и интернет–ресурсов, социальных сетей.


Если сценарии «цветных революций» и непрямых действий не срабатывают, то в дело включается вся совокупная военная мощь государств, стремящихся к доминированию.


В–третьих, главной особенностью военно–политической обстановки в мире и особенно на европейском континенте является тот непреложный факт, что сложившаяся со времен окончания Второй мировой и «холодной» войн система международных отношений безвозвратно уходит в прошлое. Состояние существующей глобальной и региональной архитектуры безопасности, а также правовых инструментов и международных механизмов ее обеспечения можно охарактеризовать как не внушающее оптимизма. По–прежнему продвигается принцип силы и на этом основании планируется политика.


Все это открыто сочетается с явным стремлением принизить роль ООН и ее органов.


Сегодня, когда баланс сил в международных отношениях нарушен, вследствие чего исчезли существовавшие ранее гаранты суверенитета малых стран, никакое международное право само по себе не является гарантией от применения подавляющей военной силы против неугодных, «неправильных» стран и режимов. Причем внешне благовидный предлог для войны может быть инспирирован (как это было, например, в случаях с Югославией и Ираком, а теперь — с Ливией) и внедрен в сознание мирового сообщества даже при полном отсутствии в реальной действительности вменяемых им в вину преступлений.


При этом наличие соответствующих решений Совета Безопасности ООН для прикрытия такой политики вовсе не обязательно.


Это те конкретные условия, в которых находится, по существу, весь мир, в том числе европейский континент.


Поэтому правомерен вывод, содержащийся в нашей Концепции национальной безопасности, где подчеркивается, что Беларусь в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов.


Анализ военно–политической и стратегической обстановки позволяет сделать следующие выводы применительно к обеспечению военной безопасности нашей страны.


Развязывание крупномасштабной войны в настоящее время и ближайшей перспективе маловероятно. Вместе с тем вооруженное противоборство как средство разрешения противоречий продолжает быть актуальным. В случае неблагоприятного развития военно–политической и стратегической ситуации в мире наше государство может быть втянуто в вооруженные конфликты, имеющие локальный или региональный характер.


Учитывая влияние мирового экономического кризиса, ряд европейских государств взяли курс на снижение военных расходов, связанных с содержанием вооруженных сил и сокращением их численности при одновременном росте доли расходов на перевооружение. Данный подход однозначно востребован нами.


Все войны и конфликты последнего десятилетия демонстрируют такую специфическую особенность современной войны, как возможность достижения ее главных целей путем непрямых действий. В их числе политическая изоляция государства — объекта войны, экономические санкции, воздушная и наземная блокада коммуникаций, путей транспортировки и использования энергоносителей, демонстрация силы и, наконец, направление на территорию суверенной страны войск специального назначения, диверсионных групп, а также групп — организаторов массовых беспорядков, общей дестабилизации обстановки, проведения провокаций как повода для прямых силовых акций.


Более 10 лет назад нами было спрогнозировано подобное развитие обстановки, проведены фундаментальные преобразования военной организации государства, в том числе Вооруженных Сил, которые рассматривались и рассматриваются как важнейший фактор сдерживания.


Сдерживать — значит способствовать пониманию бесперспективности, экономической нецелесообразности, а то и опасности конкретных насильственных действий против нашего государства. В первую очередь это понимание должно возникнуть у тех, кто принимает соответствующие управленческие решения на государственном уровне.


Но для этого необходимо:


— укрепление собственного военного потенциала в рамках строительства и развития Вооруженных Сил, совершенствования потенциала региональной группировки войск вооруженных сил Беларуси и России, участия в Договоре о коллективной безопасности;


— многовекторная внешняя политика, осуществляемая путем развития конструктивного политического диалога с различными государствами, в том числе с государствами Запада, расширения практического сотрудничества по интересующим нас направлениям;


— поддержание высокого морального духа всех граждан страны, которые будут готовы защищать государственность, защищать свою Родину.


Иногда можно услышать совсем некомпетентные заявления, например: «Что может белорусская армия, коль скоро ее численность всего около 65 тысяч человек, тем более на фоне миллионных группировок чужих войск и новейшего оружия?»


Отвечу: нас не 65 тысяч, а миллионы! И здесь нелишне еще раз напомнить, что армии выигрывают сражения, но войны выигрываются только народами.


Кроме того, среди основных задач армии мирного времени — поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности войск на уровне, обеспечивающем отражение нападения локального масштаба, а также всесторонняя подготовка к проведению войсковой мобилизации и готовность к стратегическому развертыванию в рамках перевода страны на условия военного времени.


Подчеркну: не следует искусственно преуменьшать потенциал белорусской армии и нашего оборонного сектора экономики, его возможности по созданию современных и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники.


Считаю своевременным сказать читателям «СБ», что на вооружение ежегодно принимается в среднем от 15 до 20 самых новейших образцов военной техники. Основное внимание при этом уделяется развитию средств противовоздушной обороны, разведки, радиоэлектронной борьбы, сил специальных операций, связи и автоматизированных средств управления.


Всего с 2006 года на вооружение принято более 80 новых образцов ВВТ.


По заказу Вооруженных Сил отечественными предприятиями разработаны и поставлены в войска комплексы средств автоматизации, в том числе автоматизированные системы управления войсками «Бор», «Поляна–РБ», «Риф–Р» и автоматизированная система обработки полетной информации «Двина».


Сейчас приоритет отдан развитию и внедрению в войска беспилотных авиационных комплексов, средств навигации, модернизации вооружения с использованием возможностей белорусского оборонно–промышленного комплекса, закупке современных ЗРК. В конце декабря 2011 года на вооружение 120–й зенитной ракетной бригады поступил закупленный нами в России новейший, не имеющий аналогов в своем классе зенитный ракетный комплекс «ТОР — М2».


При всем этом важно понять, что наши войска готовятся не только к прямому противоборству, но и к нестандартным, асимметричным военным действиям.


Кстати, в этом отношении есть достаточно глубокие научные исследования, свидетельствующие, что даже т.н. «слабая сторона» противоборства может иметь значительные преимущества и победить в войне.


В книге «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах», подготовленной под общей редакцией генерал–полковника А.С.Рукшина, подчеркивается:


«Асимметричный конфликт воспринимается по–разному противоборствующими сторонами. Для слабой стороны — это тотальная война за выживание. Для сильной стороны — лишь ограниченная.


Подрыв воли и морального духа населения сильной стороны, как показывает опыт локальных войн, является наиболее эффективным «асимметричным ответом» на военные акции армии противника. Чем больше потери в живой силе сильной стороны, тем больше шансов у слабой стороны не проиграть».


Подобных примеров немало в истории. Хорошо известно, что американцы во время атаки на Вьетнам сбросили на индокитайский полуостров более 7 миллионов бомб, то есть в 300 раз больше по мощности, чем мощность ядерных бомб, сброшенных в 1945 году на Японию. Но кто одержал победу?


Воля к сопротивлению вьетнамцев не была сломлена, в то время как воля США дрогнула. Дальнейшее известно.


Новым направлением обеспечения военной безопасности нашего государства является система территориальной обороны. Ее концептуальные основы заложены еще в 2000 году, а в 2002 году в ходе оперативно–тактического учения «Березина–2002» впервые были отработаны практические действия территориальных войск в Борисовском районе.


События, происходящие в мире на протяжении последних лет, лишь подтверждают правомерность принятых тогда решений.


Сегодня территориальная оборона является важнейшей составной частью оборонных мероприятий, осуществляемых в соответствии с Планом обороны Республики Беларусь. Главным смыслом территориальной обороны является придание обороне государства всенародного характера.


Одной из задач территориальной обороны является ведение вооруженной борьбы на временно оккупированной противником территории. Эта задача хотя и не стоит первой, но по своей значимости имеет непреходящее значение.


Данная форма действий достаточно актуальна, особенно с учетом повышения роли в современном противоборстве асимметричных форм боевых действий.


Безусловно, важнейшим фактором сдерживания является военное сотрудничество с Россией, направленное на повышение оборонного потенциала Союзного государства в Восточноевропейском регионе коллективной безопасности.


О прочности союзнических отношений Беларуси и России свидетельствует успешно проведенное в прошлом году важнейшее мероприятие подготовки вооруженных сил двух государств — совместного оперативного учения «Щит Союза–2011».


Здесь необходимо акцентировать, что наше военное сотрудничество с Российской Федерацией, совместное военное строительство, обеспечение безопасности Союзного государства как раз демонстрирует пример тех отношений, которые должны быть между братскими народами.


Все перечисленные выше факторы, несомненно, имеют огромное значение в обеспечении обороноспособности государства, но могут быть действенными только при самом важном, решающем условии — поддержании высочайшего морального духа всех граждан страны.


Глобальная нестабильность обусловлена цивилизационным кризисом, в основе которого — серия противоречий, главным из них является противоречие между прогрессирующей бездуховностью «общества потребления», порождающей власть денег, и духовными основами существования различных цивилизаций, самого человечества в целом. Именно духовные составляющие, являющиеся основой существования наций, народов и государств, сегодня проверяются на прочность, что закономерно отражается на трансформации сущностных характеристик современной войны.


Сегодня война — это бескомпромиссная борьба в духовной сфере, в сфере культуры, это борьба за души людей. И мы знаем примеры уже из новейшей истории, как с карты планеты исчезают независимые суверенные государства, население которых оказалось неспособным противостоять агрессии, защищать свою историю, защищать Родину!


Вот почему в подготовке нашей страны к обороне первостепенное внимание уделено развитию в обществе патриотизма, воспитанию у граждан чувства ответственности за защиту Отечества. Вполне закономерно, что и среди национальных интересов в военной сфере на первом месте укрепление патриотизма, готовности к защите национальных интересов Беларуси.


В соответствии с нашим законодательством важнейшей задачей военного ведомства является участие в разработке и реализации мер, направленных на сохранение и развитие в обществе чувства патриотизма, понимания каждым гражданином страны конституционной обязанности по защите Отечества.


На это направлена информационная деятельность, осуществляемая в Вооруженных Силах. Для пытливой, интеллектуальной молодежи, которая сегодня служит в рядах нашей армии, успешно реализуется серия творческих патриотических проектов телекомпанией «ВоенТВ» и военным информационным агентством «ВАЯР».


Патриотическому воспитанию служит внедрение в практику самых современных кибертехнологий. Именно наше военное ведомство, единственное в мире, является учредителем турниров по киберспорту, содержание которых наполнено высокими смыслами служения Отечеству и гордости за нашу историю.


По инициативе Министерства обороны организовано информационно–методическое сопровождение начальной военной подготовки, разрабатываются пособия и плакаты, учебно–методические комплексы, размещаемые на сайте Министерства обороны, методические материалы регулярно размещаются в «Белорусской военной газете».


Ежегодно десятки тысяч подростков в летний период отдыхают в военно–патриотических лагерях, создаваемых на базе воинских частей. Сегодня в школах страны функционируют более 150 военно–патриотических классов, которым оказывают активную поддержку воинские части.


Сделано очень много, но предстоит сделать еще больше. Тем более что концептуальные положения об укреплении в обществе чувства патриотизма, готовности к защите национальных интересов Беларуси даже для отдельных должностных лиц государственных органов находятся в стадии констатации, но далеко не понимания их глубинного смысла.


Вооруженные Силы Беларуси были и остаются важным фактором обеспечения военной безопасности государства.


Одновременно необходимо понимание, что мы живем в условиях тотальной экономии, когда реализуются только те проекты, которые могут дать в перспективе стратегический результат. При этом военный бюджет нашей страны за последнее десятилетие не превышал 1,49 процента валового внутреннего продукта, в прошлом году — около 1 процента.


Исходя из критерия «стоимость — эффективность — реализуемость» основные усилия сосредоточены на выполнении приоритетных проектов, таких как:


— создание многоуровневой автоматизированной системы управления Вооруженных Сил, обеспечивающей управление войсками в реальном масштабе времени в условиях огневого и радиоэлектронного воздействия противника;


— перевооружение ракетных, а также зенитных ракетных войск, создание беспилотных авиационных комплексов и разработка отечественной объединенной системы навигации, связи и опознавания;


— перевод перспективных образцов вооружения и техники на колесную базу отечественного производства.


2011 год стал первым годом реализации Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом Президента в прошлом году, а также Плана строительства и развития Вооруженных Сил на 2011 — 2015 гг.


Данным планом предусмотрены оптимизация боевого и численного состава Вооруженных Сил, приведение белорусской армии в соответствие существующим вызовам и угрозам военной безопасности и экономическим возможностям государства.


Целью оптимизации боевого и численного состава Вооруженных Сил является не механическое сокращение войск, а создание условий, обеспечивающих их дальнейшее поступательное развитие, перевооружение (переход на современные системы и образцы вооружения и военной техники), развитие военной инфраструктуры, повышение престижа военной службы.


В результате выполнения плана за пятилетие планируется оптимизация структуры бюджета Вооруженных Сил с увеличением доли выделяемых финансовых средств на их развитие не менее чем до 20%, а в перспективе — до 30%. Также произойдет повышение денежного содержания военнослужащих и гражданского персонала.


В прошлом году в целях оптимизации организационно–штатной структуры создано несколько новых органов военного управления, адекватных современным и перспективным задачам обеспечения военной безопасности государства: главное управление боевой подготовки и управление территориальной обороны, которые находятся непосредственно в подчинении Генерального штаба Вооруженных Сил.


2012 год для Вооруженных Сил является достаточно напряженным и ответственным. «Требования, предъявляемые ко всем категориям военнослужащих в современных условиях, высоки как никогда. Они обусловлены переводом белорусской армии на качественно новый уровень», — так ставит вопрос Президент.


В этом году главное внимание уделено практическому обучению войск современным способам ведения вооруженной борьбы. Основные усилия в подготовке органов военного управления и войск сосредоточены на следующих направлениях: выработке, апробации и освоении наиболее эффективных способов ведения войсками боевых действий; развитии теории и повышении эффективности обучения управлению воинскими частями и подразделениями; оптимизации алгоритмов работы в органах военного управления, внедрении новых средств управления; совершенствовании методики обучения должностных лиц органов военного управления и войск.


Первостепенное внимание будет уделено проведению грамотной и системной идеологической работы, патриотическому воспитанию, поддержанию боевого духа в армейских рядах и организации патриотической работы с гражданами нашей страны.


Ответственно заявляю: в текущем году продолжится совершенствование системы территориальной обороны. Важнейшей задачей руководства Министерства обороны и Генерального штаба, органов военного управления станет организация подготовки руководителей, отвечающих за вопросы территориальной обороны.


Президентом поставлена задача обеспечения надлежащих условий жизни и деятельности Вооруженных Сил, в частности качественного состояния военных городков.


Особое внимание уделяется как местам проживания военнослужащих, так и оборудованию помещений и объектов социокультурной сферы.


Продолжится военное сотрудничество Беларуси и России, в 2012 году спланировано более 40 совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. К ним относятся совместные штабные тренировки, учения, оперативные сборы и другие мероприятия. Кроме того, уже сейчас начата подготовка к совместному с Российской Федерацией оперативному учению, которое будет проведено в 2013 году.


Руководство Беларуси рассматривает Вооруженные Силы как главный фактор стратегического сдерживания не только внешних угроз, но и обеспечения стабильности в государстве. Поэтому ни у кого не должно быть сомнений, что белорусская армия готова к действиям по предназначению в любых условиях обстановки, в том числе по пресечению антиконституционных акций, угрожающих безопасности, суверенитету и территориальной целостности государства.


Соответствующая задача всех Вооруженных Сил и каждого военнослужащего реализована на практике. Именно эта готовность, коллективная ответственность военнослужащих белорусской армии есть важнейший фактор недопущения дестабилизации обстановки в нашей стране.


Юрий ЖАДОБИН, министр обороны, генерал–лейтенант.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter