Министр образования и науки Армении Армен Ашотян в течение нескольких дней изучал систему образования Беларуси – от детских садов и школ до университетов и научных институтов. О том, как будет развиваться дальнейшее сотрудничество Армении и Беларуси в этой сфере, узнала корреспондент «Знаменки».
Двойные дипломы и научные проекты
Окончить университет и получить два диплома – белорусский и армянский – раньше у белорусских студентов не было такой возможности. Не исключено, что в скором времени она появится.
– У армянских вузов есть опыт сотрудничества с европейскими коллегами по совместным образовательным программам, – отметил министр образования и науки Армении Армен Ашотян. – Мы предлагаем использовать этот способ обучения и в Беларуси. Я думаю, что Белорусский государственный университет со своим ереванским тезкой – Ереванским государственным университетом – могли бы сделать для начала один образовательный проект, чтобы посмотреть, что из этого получится.
Действует эта система очень просто: два вуза выбирают специальность и создают общую образовательную программу. Студент начинает учиться, к примеру, в Беларуси, а заканчивает в Армении. И после сдачи всех экзаменов получает два диплома – и белорусский, и армянский.
Конкретных университетов и специальностей, которые будут работать по такой схеме, пока нет. Но Армен Ашотян считает, что за год создать такую программу вполне реально, если вузы сочтут это для себя интересным. И вполне возможно, что уже абитуриенты 2013–2014 года смогут получить после окончания своих учебных заведений двойные дипломы.
Ведутся переговоры и о совместном финансировании научных проектов. Объявлен открытый конкурс, работы на который принимаются до 25 октября. Между Беларусью и Арменией существует договор о совместном финансировании научных проектов. Работы, которые будут поданы на рассмотрение, при соответствующей экспертной оценке могут быть профинансированы как армянским правительством, так и белорусским.
Участвовать в этом конкурсе имеют право не только научные институты, но и вузы. Один из самых популярных столичных вузов – БГУИР – уже предложил совместный с армянскими коллегами проект «НаноМЕТ» в рамках VII Рамочной программы Европейского Cоюза. По словам министра образования и науки Армении, данный проект имеет все шансы быть профинансированным двумя правительствами.
– Армяно-белорусские взаимоотношения в сфере образования имеют большой потенциал, – считает министр образования Беларуси Сергей Маскевич. – И у нас уже есть положительный опыт совместной работы. В октябре 2011 года в Ереване открылся филиал УО «МГЭУ им. А. Д. Сахарова». Сейчас там как раз идет набор студентов.
Шахматы – в школьную программу!
Представители армянской делегации не ограничились изучением высшей учебной школы Беларуси – они посетили несколько школьных и дошкольных учреждений. Большой интерес у гостей из Армении вызвала работа Несвижской гимназии.
– Воспитательный компонент в образовательной системе Беларуси впечатлил меня больше всего, – признался Армен Ашотян. – Патриотическое воспитание здесь идет за счет вовлечения детей в самодеятельность, кружки, общественные организации, стимулирования их предприимчивости. Это хороший путь для государств, которые хотят сохранить свою национальную идентичность. Сегодня мы посетили Несвижскую гимназию и договорились, что найдем у себя в Армении школу-побратим для этого учреждения. Надеюсь, обмен опытом пойдет на пользу всем.
Кстати, в Несвижской гимназии уже заинтересовались опытом армянских школ, где, к примеру, шахматы – обязательный предмет. Ни в одной другой стране мира подобное не практикуется. Благодаря этой игре ребята развивают логику, учатся трезво относиться к своим возможностям, с легкостью переносить успехи и неудачи. Возможно, в Несвиже тоже начнут применять этот интересный опыт.
Светлана МИХОВИЧ, «ЗН», фото БелТА