Архитекторы сна

Быстрая утомляемость, раздражительность и рассеянность — чтобы понять, что же происходит, пациенты чаще всего обращаются к невропатологам и психиатрам...

Быстрая утомляемость, раздражительность и рассеянность — чтобы понять, что же происходит, пациенты чаще всего обращаются к невропатологам и психиатрам. Еще лет 20 назад и сами врачи не думали, что такие проблемы могут быть следствием банального недосыпания. Теперь же на Западе с подобными симптомами первым делом посоветуют пройти обследование в сомнологической клинике. Впрочем, такая лаборатория сна есть не в каждой стране и у нас появилась совсем недавно: в медицинском центре Управления делами Президента свои диагнозы уже узнали первые пациенты.


Мягкая удобная кровать, видеокамера и микрофоны в углу, плотные ролл–шторы на окнах. И несколько десятков проводов, которые тянутся от головы, рук, ног пациента. В таком своеобразном коконе из датчиков тому, кто страдает расстройством сна, предстоит провести целую ночь.


— Они не сильно мешают расслабиться, — не раз подключала устройства старшая медсестра Ирина Пацукевич. — Одно «но»: не каждый может спокойно спать в незнакомом месте. Поэтому исследования в первую ночь не всегда дают хорошие результаты. Бывает, на адаптацию нужно некоторое время.


Пока пациент спит, за движениями его рук, ног, глазных яблок следит врач в соседнем кабинете. На экране компьютера отображаются кардиограмма и энцефалограмма, фазы сна. Одновременно изучается, нет ли перебоев дыхания, ведь частая причина недосыпания — так называемый синдром ночного апноэ сна.


— Когда человек спит, мышцы гортани сильно расслабляются, это может привести к блокировке верхних дыхательных путей, — объясняет суть проблемы заведующая лабораторией сна Наталья Чечик. — Вот посмотрите, это так называемый график архитектуры сна: видите, всего существует 4 фазы, в том числе и глубокий сон. Так вот, у этого пациента такого сна попросту нет! Почему? Виной тому апноэ: мозг определяет, что ему не хватает кислорода, и дает сигнал на пробуждение. Сам больной зачастую даже не просыпается, чтобы сделать глубокий вдох, но такие эпизоды нарушают структуру сна. А это чревато последствиями: днем человек невнимателен, не может сосредоточиться, порой даже засыпает на рабочем месте. И не понимает, в чем дело: вроде и спал хорошо, а чувствует себя совершенно разбитым.


Есть немало других причин, провоцирующих усталость и вечную сонливость. Первым делом врачи советуют провериться больным с неврологическими проблемами, различными нарушениями сердечного ритма и давления, ЛОР–заболеваниями.


— Помочь можно даже дамам с избыточным весом, — уверяет Наталья Михайловна. — Такие пациентки обычно принимают таблетки для похудения, сидят на диетах, но на весах — все те же цифры. Ожирение опять–таки может быть связано с нарушением дыхания во время сна, ведь в результате гормоны и ферменты, перерабатывающие жир, становятся неактивными. А вот хороший спокойный сон, наоборот, может сжечь жир.


Сейчас в лаборатории сна уже прошли обследование около десяти человек: судя по всему, пустовать она не будет и в дальнейшем. Многие пациенты, страдающие бессонницей, лунатизмом, видят выход лишь в том, чтобы довериться врачам. Мало ли, вдруг в один миг мозг попросту отключится в самый неподходящий момент? Например, за рулем автомобиля.


— Переутомление и сон за рулем стали непосредственной причиной 63 ДТП в 2009 году и 59 в 2010–м, — знает статистику старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Анна Банадык. — В этих авариях погибли 35 человек. Это, конечно, тревожная цифра. Да, режим работы профессиональных водителей регулируется: есть постановление Минтранса для водителей троллейбусов, автобусов, трамваев, им нужно отдыхать определенное количество часов. Да и в Правила дорожного движения включен пункт, который запрещает управлять транспортом в утомленном состоянии. Но ведь не все соблюдают правила. Если у человека хроническое нарушение сна, надо ли ему вообще садиться за руль?


Этим вопросом, к слову, недавно задались немецкие врачи. В сомнологических центрах Германии уже побывали водители, совершившие ДТП: оказалось, что нарушения сна были... у 60 процентов! Данные коллег подтолкнули к действию и наших медиков. Они отправили информационное письмо в Управление делами Президента с предложением проводить обследование водителей на наличие синдрома обструктивного апноэ сна. Хотелось бы узнать мнение на этот счет и ГАИ, и Минтранса. Кто знает, может, вскоре, прежде чем выдать справку для записи в автошколу, сон каждого из будущих водителей тщательно изучат?

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter