Ария оптимистов

Артисты оперы в интерьере ремонта
Артисты оперы в интерьере ремонта

Не ожидая окончания реставрации здания Национального театра оперы и балета, Владимир Экнадиосов занялся «реставрацией» одного из эффектнейших спектаклей классической оперы — восстановил «Бал–маскарад» на музыку Верди в постановке Семена Штейна. Несмотря на ремонт, творческая жизнь артистов национальной оперы не только не замерла, но стала... даже разнообразнее.

То, что репетиции проходят под аккомпанемент отбойных молотков, еще не свидетельствует о приближении финала ремонта: все эти полтора года артисты национальной оперы родного здания и не покидали. Под репетиционные залы здесь приспособили бывшие складские помещения.

Пара условных стульев, стол... Солисты, искусно лавирующие на считанных квадратных метрах между дирижером, пианино и аккомпаниатором... Так выглядит черновой вариант костюмированного бала в доме графа Ричарда.

Зато солисты больше не жалуются на проблемы с голосом — строительная пыль, провоцировавшая у них аллергию, здесь больше не клубится (одно время артисты даже приходили на репетиции в марлевых повязках, но только молчаливый аккомпаниатор мог позволить себе не снимать «индивидуальное средство защиты» все время). Практически наполовину здание театра уже отремонтировано, как говорит Владимир Экнадиосов, «в смысле гигиены существования теперь все нормально». Но большие репетиционные залы, подходящие для оперных постановок, будут отреставрированы только через полтора года. Значит, разминаться в спартанских условиях, время от времени арендуя сцену ДК камвольного комбината, артистам предстоит еще изрядно. Но затяжной дискомфорт они переносят стоически.

— Судя по всему, скоро наш театр будет одним из лучших в СНГ, — говорит Экнадиосов, исполнявший партию графа Ричарда 20 лет назад, когда на сцену белорусской оперы стремились лучшие голоса Советского Союза. — Знаете, это стоит сегодняшних неудобств.

— Не поверите, но даже в таких условиях музыка, искусство, наша работа — настоящая отдушина, — подтверждает сегодняшний Ричард — Сергей Франковский. — Бывают шикарные условия, в которых рождаются плохие спектакли, а бывает и наоборот. Все зависит от атмосферы в театре.

— Да, без потерь не обошлось, — вздыхает худрук театра Маргарита Изворска–Елизарьева. — Из публики остались только самые верные наши поклонники. Все–таки опера — достаточно сложный жанр, для восприятия которого комфортные условия очень важны. А когда в Доме офицеров, где мы даем свои спектакли, нет даже оркестровой ямы...

В кабинете Маргариты Николаевны мне наконец удается избавиться от ощущения легкой абсурдности — итальянские арии здесь, из–за закрытых дверей, звучат весьма достойно. Когда не видно антуража, в котором они исполняются, все сразу же встает на свои места...

За последнее время Национальный театр оперы покинул только «российский соловей» Петр Толстенко, сделавший выбор в пользу фестивально–конкурсной карьеры. Расстались без обид — каждому свое... Но уже в ближайшие дни из Одессы прибудет на прослушивание лауреат международных конкурсов Станислав Трифонов, на которого здесь очень рассчитывают.

— 4 года мы подыскивали певца, который мог бы исполнять сложнейшую партию Скарпио в «Тоске», — рассказывает Изворска–Елизарьева. — На прослушивание Станислав приезжает как раз с этой ролью... Должна вам сказать, что к белорусской опере очень большой интерес и у певцов, и у дирижеров, и у педагогов вокального мастерства. Другое дело, что мы не можем принять всех желающих, поскольку артисты в Европе имеют определенные финансовые ставки, которые мы не можем удовлетворить. Вопрос гонорара не такой ведь простой. Достигнув определенного ценза, артист уже не может позволить себе соглашаться на меньшее.

— А Монтсеррат Кабалье — она действительно хотела выступить в белорусской опере или все это журналисты придумали?

— Да, она реально этого хочет. Более того, дирижер, работающий с ней, желал посотрудничать не только с нашим оркестром, но и с театром. Но даже тот минимум, на который он мог согласиться, мы пока не в состоянии ему оплатить. Возможно, будут какие–то разовые акции...

Лишенный возможности создавать масштабные постановки оперный театр вспомнил о концертах барочной музыки. Провел успешные гастроли не только за рубежом, но и в белорусской провинции. Обзавелся молодыми перспективными дирижерами, хормейстерами и солистами. Продолжает создавать новые программы и спектакли. К примеру, сейчас готовит к премьере «Сельскую честь» Масканьи и новый вариант оперы Римского–Корсакова «Моцарт и Сальери»... Словом, покупайте билеты.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter