Аристократка с душой крестьянки.

Как полешуки перевозили сено в челноках, переплавлялись на плотах и ловили бочками рыбу, можно увидеть на снимках известной фотохудожницы начала прошлого века Зофьи Хоментовской.

Хотя Хоментовская, которая походит из аристократического рода князей Друцких-Любецких, считается польским творцом, белорусы ее справедливо могут называть своей. Ведь воспитывалась Зофья на Полесье, в окрестностях Пинска, в деревне Парохонск. Пусть себе эти территории какое-то время и считались польскими, однако люди на ее фотографиях что ни на есть белорусы. Простые и знатные. Искренние и открытые. С чистыми глазами и вежливыми улыбками. Именно таких полешуков Зофья и показала миру.

Куда только не забрасывала судьба Хоментовскую! Жила художница и в Польше, и в Англии, и в Аргентине, однако малая родина всегда напоминала о себе. Не только в воспоминаниях, но и фотографиями. Живописные и недоступные полесские территории, а также их жители были первым вдохновением для Зофьи.
Девочка с рыбой в руках, женщины, моющие белье в озере, старик у колодца, мальчик, качающий колыбель, подвязанную к дереву... Это все близкие Хоментовской  лица – родственники, друзья, просто знакомые крестьяне из соседних деревень. Видимо, поэтому они такие искренние, открытые, а еще... настоящие.
Благодаря любопытству и внимательности Хоментовской мы сегодня имеем возможность увидеть, каким было Полесье 70–80 лет назад. Многое из того, что сохранили фотографии Хоментовской, в жизни уже не встретишь. Оттого работы ее еще более ценны. Около дома стоят огромные борти, в воде болтаются бочки – ими, оказывается ловили рыбу, рядом с пароходами по реке плывут деревянные плоты... А вот интересная фотография «Полесский косарь». Только представьте себе: залитый водой луг, мужчина стоит по колено в воде и водит косой – то ли по траве, то ли по воде. А рядом – челнок с уже скошенной травой. Да, непросто жилось полешукам из-за вездесущей воды. Только зима давала возможность свезти сено на лошадях, а не в лодках, вести вырубку затопленных летом лесов... Кстати, зимние пейзажи одни из любимых у Хоментовской, они у нее получались наиболее контрастными и живописными.
Фотограф снимала не только повседневную жизнь полешуков. Вот воскресный рынок над рекой Пиной, чем-то похожий на сегодняшние народные ярмарки. Повсюду шубки, полотенца, горшки, сушеная рыба, свежие булочки... Интересны Зофье народные и православные праздники. Например, на Крещение фотограф сняла процессию на реке Бобрик.
Примечательно, что в объектив фотоаппарата Хоментовской попадают не только простые полешуки, но и аристократы, дворяне. Их легко отличить по одежде, которую они носили, по чашкам, из которых пили, по оружию, с которым шли охотиться. На охоту, кстати, ходили не только мужчины. Оказывается, модным это занятие было и среди представительниц слабого пола. С фотоснимка «Дама с собакой», например, на нас смотрит интеллигентная Рыбка Лубеньска с ружьем за спиной.
В 30-е годы Хоментовская переехала в Варшаву. Разумеется, это повлияло на тематику ее фотографий. Хоментовская нашла себя в пикториальной (живописной) фотографии. Ее способности фотографа-художника высоко оценивали и на конкурсах, и в таком эксклюзивном обществе, как Польский фотоклуб. Удалось Хоментовской проявить себя и в документальной фотографии, любовь к которой родилась еще на Полесье. Известна, например, ее выставка «Варшава обвиняет», на которой художница показала фотографии разрушенной во время Второй мировой польской столицы и людей, которые в нее возвращались. Именно с этой экспозицией Хоментовская выехала в 1947-м в Лондон, а оттуда и в Аргентину.
Зофья больше не возвращалась к профессии фотографа, но негативы, в том числе и с видами белорусского Полесья, сохраняла тщательно. Три года назад сотрудникам варшавского фонда «Археология фотографии» удалось вернуть сбор Хоментовской из-за океана. Сейчас снимки изучают, переводят в цифровой формат. Около сотни фотографий, которые польская сторона передала на время белорусам, экспонировались в Национальном историческом музее. Ведь что ни говори, но Хоментовская и белорусская тоже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter