Исполняется 100 лет со дня рождения актера Николая Гринько, звезды картин Андрея Тарковского

Аристократ без титула

Андрей Тарковский называл его «талисманом», а одну из лучших ролей он сыграл на «Беларусьфильме» 

sb.by
От многих сыгранных ролей актера Николая Гринько, 100-летие со дня рождения которого почитатели его таланта отмечают сегодня, веет какой-то особой интеллигентностью, душевным покоем (но не успокоенностью!), чувством собственного достоинства. Многие фильмы с его участием стали настоящей кинематографической классикой.


Режиссер Андрей Тарковский называл его своим «талисманом»: Николай Григорьевич сыграл в пяти картинах выдающегося мастера авторского кино — «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Говорят, что артист внешне — своей фигурой и статью — напоминал режиссеру его отца, поэта Арсения Тарковского. Фактура Николая Григорьевича действительно располагала к ролям солидным и интеллигентным, не зря он сыграл сразу несколько профессоров, людей науки: профессора Громова в «Приключениях Электроника» Константина Бромберга, профессора Смелкова в картине «Пропавшая экспедиция» Вениамина Дормана, Профессора из культового «Сталкера», любителя преферанса, академика Шишкова из драмы Владимира Бортко «Единожды солгав…». В картине Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» Николай Гринько преобразился в Антона Чехова и, по воспоминаниям супруги актера Айши, по-настоящему заболел этим образом на несколько лет: на все будто бы смотрел чеховскими глазами. 

Зрители полюбили и его сердечного папу Карло из фильма Леонида Нечаева «Приключения Буратино», снятого на киностудии «Беларусьфильм», отца Криса Кельвина из фантастического фильма Андрея Тарковского «Солярис». А еще были запоминающиеся небольшие роли — дядя Егор из комедии «Афоня» Георгия Данелия, дед Симеоне из «Миллиона в брачной корзине», Ермолин из политического детектива «Тегеран-43». Фактура актера располагала к ролям солидным и интеллигентным. 

Николай Гринько из тех актеров, кто умел молчать в кадре. Молчание его было выразительным и веским. Ему, как говорится, было о чем молчать. Он родился на Украине в Херсоне, с детства мечтал стать актером, но этому помешала Великая Отечественная война. Он прошел ее всю, имел фронтовые награды. Вернулся к своей мечте после войны, окончил театральную студию при Запорожском театре, работал в украинских театрах, после — на Киевской киностудии им. Довженко. Фанатичный профессионал, преданный делу. Интеллигентный и проницательный человек с уникальным дарованием. В картине «Мир входящему» так сыграл американского солдата, что многие поверили, что режиссеры Алов и Наумов действительно пригласили на роль американца. Его выразительная сутулая фигура, доброе лицо с мягкими чертами, надтреснутый голос, иногда он казался режиссерам чересчур специфичным — и тогда его озвучивали другие актеры. Даже в «Сталкере» его озвучил актер Сергей Яковлев. Кажется, Гринько на это не обижался и даже относился с юмором. 

Зрители полюбили и его сердечного папу Карло из картины Леонида Нечаева «Приключения Буратино». Оператору фильма Юрию Елхову есть что вспомнить об удивительном актере.

yandex.com
— Юрий Александрович, правда ли, что знакомство с актерским талантом Николая Гринько началось для вас с картин Андрея Тарковского? Тарковский для вас — знаковый режиссер… Расскажите об этом.

— Да, именно так. Для меня Николай Григорьевич Гринько был знаменитым актером, которого я знал и помнил прежде всего по фильмам Андрея Тарковского — «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис» («Сталкер» снимался уже после «Приключений Буратино»). 

К Тарковскому я испытывал одновременно и уважение, и трепет. Дело в том, что, будучи студентом операторского факультета ВГИКа, я посещал открытые для всех желающих лекции на Высших режиссерских курсах, которые вел Андрей Арсеньевич в Московском Доме кино на Васильевской улице. То, что я там слышал, заложило во мне в дальнейшем желание снимать авторское кино так, как это делал Тарковский. И первая моя режиссерская работа «Кошкодав Сильвер» снималась именно таким образом. Фильм этот я посвятил Андрею Тарковскому, считая его своим учителем.

— Какую тему или какую особую ноту Николай Гринько внес в фильмы Тарковского?

— Мне кажется, что Тарковский увидел в Николае Гринько тот мягкий податливый материал, из которого можно лепить, как из пластилина, образ героя, многократно экспериментируя в различных вариантах его актерского исполнения. Все его герои в фильмах Тарковского были милы, обаятельны и симпатичны. Николай Гринько на съемочной площадке был всегда послушен и исполнителен и никогда не сопротивлялся диктату режиссера. И только на последней картине «Сталкер» попытался вступить с ним в творческую конфронтацию, за что, собственно, и поплатился в будущем, о чем всегда потом жалел. После «Сталкера» Тарковский больше не приглашал Гринько в свои последующие кинопроекты.

— Каким вам запомнился актер на съемках «Приключений Буратино»?

— Для меня фильм «Приключения Буратино» был первой самостоятельной работой в качестве оператора-постановщика в игровом кино после окончания ВГИКа, за что я очень признателен и благодарен режиссеру Леониду Нечаеву. Естественно, относился с трепетом к созвездию мегазнаменитых актеров, снимавшихся в этом фильме (Владимир Этуш, Ролан Быков, Владимир Басов, Юрий Катин-Ярцев, Рина Зеленая и Николай Гринько). И хотя я в силу своей скромности и молодости не вступал в тесные дружественные контакты с этими знаменитостями, к «папе Карло» (Николаю Гринько) я относился как к равному партнеру по съемочной группе. 

Гринько не был высокомерен и заносчив, как многие кинозвезды, менее известные и талантливые, чем он. Всегда шутил и улыбался. Его сутуловатая походка при почти двухметровом росте казалась всегда притягательной и располагающей, вызывала у всех членов съемочной группы чувство доброты, спокойствия и благодушия. Он очень любил детей-актеров, и те отвечали ему взаимностью. Особенно Дима Иосифов (Буратино), которого он успел в течение съемочного периода приручить, как Маленький принц приручил Лиса.

— А какая из киноработ артиста вам особенно дорога?

— Мне нравятся все роли Николая Гринько, сыгранные в фильмах Андрея Тарковского. Но если говорить о той, которая мне ближе всего, это роль Чехова в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». Это фильм о жизни Антона Павловича Чехова, написании им пьесы «Чайка» и постановке ее на сцене Александринского театра. А также о довольно сложных отношениях драматурга с дамой по имени Лика Мизинова, роль которой в фильме сыграла великолепная французская актриса Марина Влади. Николай Гринько в этом очень интеллигентном фильме был настолько убедителен, что зрители верили ему и отождествляли с Антоном Павловичем Чеховым, на которого он был похож и внешне.

— В чем секрет актерского обаяния Николая Григорьевича? Почему его так любили и взрослые, и дети?

— Я уже говорил о том, что Николай Гринько располагал к себе всю съемочную группу, актеров — взрослых и детей. Своих детей у Гринько не было. Возможно, поэтому он находил подход к своим маленьким партнерам, отдавая им нерастраченное отцовское чувство. Дети не любят фальши и, как улитка, закрываются в своем маленьком эго, выражая таким образом неприязнь и недоверие к плохим дядям. Николаю Гринько они доверяли.


— Как бы вы определили актерскую харизму Николая Григорьевича как оператор? 

— Я не психолог, конечно, но могу с уверенностью сказать, что умение актера вести себя дружелюбно и доброжелательно среди партнеров на съемочной площадке, не выпячивать свое «Я» и не конфликтовать с режиссером и оператором обеспечивает ему кредит доверия, что повышает харизму и притягивает внимание окружающих к его персоне.

— Можно ли сказать, что благодаря эффектным мужественным чертам лица крупный план с ним получался особенно выразительным?

— Да, именно так. Есть лица актеров (и даже талантливых), которые на экране выглядят невыразительно и плоско, как блины. Как бы оператор их ни высвечивал, с какого бы ракурса ни снимал, все равно получается блин — плоский и невыразительный. Николай Гринько обладал фотогеничной внешностью. Таких актеров легко снимать на крупных планах, и их портреты на экране всегда получаются пластичными, выразительными и живописными.

ФАКТ

Всего Николай Гринько снялся более чем в 150 фильмах.

ЦИТАТА

«…Николай Григорьевич Гринько. Очень нежный и благородный актер и человек. И я его очень люблю. Несуетливая душа — тонкая и богатая…»

Из книги А. Тарковского «Запечатленное время»

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter