Арифметика налога: умножить или разделить

Уровень налоговой нагрузки в валовом внутреннем продукте Беларуси должен быть снижен на 3 процента.
Уровень налоговой нагрузки в валовом внутреннем продукте Беларуси должен быть снижен на 3 процента. Такую задачу Александр Лукашенко поставил перед Минфином и Минэкономики, верстающими бюджет-2002. И сегодня, по словам заместителя председателя Государственного налогового комитета Ларисы Кондратовой, сформирован пакет предложений парламенту по упрощению и корректировке налоговой системы.

К слову, в 2000 году доля налогов и сборов в ВВП занимала 31,8 процента, а с учетом отчислений в Фонд социального страхования - все 42,2 процента. По европейским меркам такая величина вполне нормальная, но для нашей ситуации, когда порядка 40 процентов промышленных предприятий убыточны, - это изрядно...

Конечно, снизить налоги - дело достаточно простое. На первый взгляд. Ведь послабление налогового бремени даже на полпроцента оборачивается существенным недобором поступлений в бюджет. Это неизбежно, если не будет найден другой источник пополнения государственной казны. Опыт России, смело снизившей планку налогообложения и доходов граждан, и прибыли предприятий, весьма привлекателен, но вряд ли актуален для Беларуси. Например, налоговые послабления для российской перерабатывающей промышленности одновременно были компенсированы ростом изъятий доходов добывающих отраслей. Подобного источника пополнения бюджета у нас нет, посему пока конкретно можно говорить лишь о предполагаемых и активно обсуждаемых в заинтересованных ведомствах механизмах снижения налоговой нагрузки.

По признанию специалистов-налоговиков, нет, если можно так выразиться, более вредных для экономики налогов, чем те, что уплачиваются из выручки предприятий. Речь идет об отчислениях в дорожный фонд, на поддержку сельхозпроизводителей и жилищное строительство, составляющих в сумме 4,5 процента. Пагубность представляет их каскадный характер. Платят по цепочке практически все предприятия, за исключением колхозов и совхозов, это ложится на себестоимость и потом закладывается в цену. Таким образом идет поддержка отдельных отраслей, но подрывается конкурентоспособность продукции предприятий. Государственный налоговый комитет предлагает максимально снизить ставки "вредных" налогов уже в будущем году.

Кроме того, не меняя радикально ставку налога на прибыль, его можно уменьшить за счет сокращения нормирования затрат. Как известно, сегодня существует четко регламентированный круг расходов, которые предприятие может включать в себестоимость продукции. Некоторые нормативы безнадежно устарели и не отвечают духу рыночной экономики. Например, неоправданно куцые расходы на рекламно-информационные услуги, не позволяющие предприятиям активно двигать товары на внешних рынках. Кстати, Россия максимально отказалась от архаичного нормирования затрат. И нам не остается ничего другого, как пойти тем же путем, поскольку снижение налоговой нагрузки сегодня едва ли не единственный путь выживания затоваривающихся промышленных предприятий.

Более того, по словам Ларисы Кондратовой, необходимо упорядочить налоговые льготы. Их неоправданно много, часть только продекларированы, но не работают. Другие приобрели некий вечный характер, хотя само понятие предполагает временные рамки, а приоритетом должны стать равные условия хозяйствования.

Уже осенью несколько вариантов изменений в налоговое законодательство, предполагающих снижение реальной налоговой нагрузки, будут вынесены на рассмотрение парламента. За парламентариями - последнее слово в этом чрезвычайно важном для белорусской экономики вопросе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter