Арифметика благополучия

Почему   в   Столинском   районе   рядом   с   магазинами   кооперации   закрываются   частники?

Почему   в   Столинском   районе   рядом   с   магазинами   кооперации   закрываются   частники? 

Когда приходится бывать на выездных семинарах Белкоопсоюза, иной раз ловишь себя на мысли: ведь все это просто и понятно. Это прописные истины, без которых в нынешних условиях невозможно работать. Проходит время, приезжаешь в отдаленный район и понимаешь: иным таблицу умножения нужно, и вправду, повторять дважды (а то и трижды)... А у некоторых — учиться. В Столине, от которого до госграницы можно добросить камнем, приятно удивляет все: и показатели работы, и отношение к ее результатам, и планы, с которых, как известно, начинается любое большое дело. 

А район-то не из простых. Во-первых, «габаритный» – 100 на 150 километров при населении 84 тысячи человек (он состоит из двух ранее объединенных районов – Столинского и Давид-Городокского). Во-вторых, приграничный: до украинского рынка в Хмельницком – рукой подать (приторговывать так или иначе здесь пытаются все). В-третьих, весьма специфически заселенный: из 93 деревень в 21 число жителей превышает тысячу (а в отдельных колеблется от 4 до 6 тысяч!). Стандартные схемы здесь работают не всегда и не так, как ожидаешь: многое приходится изобретать самим. 

Итак, Столин. Здесь на 22 продовольственных магазина райпо приходится 154 частных. Если при этом сказать, что в райцентре живет всего 12 тысяч человек, становится ясно: борьба за покупателя разворачивается нешуточная. Как при таком невыгодном раскладе удается удерживать 60-процентный удельный вес кооперации в районе? 

— Коммерсант делает ставку на узкий ассортимент хорошо оборачиваемого товара и быстрый сбыт: вчера купил — сегодня продал. Мы же стремимся обеспечить наши магазины максимально широким ассортиментом продукции. В зависимости от конкретной ситуации он может варьироваться от 1,5 до 3,5 тысячи наименований. Но это лишь видимый итог другой, менее заметной работы, — рассказывает Григорий Гомон, председатель Столинского райпо. – Чтобы наполнить магазин товаром и обеспечить хорошую реализацию, прежде нужно создать условия. Капремонт, перепланировка, перевод на самообслуживание, новый фасад и вывеска, кондиционирование и благоустройство прилегающей территории – это тот необходимый минимум, который требуем от каждого из наших магазинов. Кроме того, проточная холодная и горячая вода, канализация и даже душевые кабины – при соблюдении этих условий врачи-гигиенисты без всяких вопросов дадут добро на продажу дополнительного ассортиментного перечня  продукции. Товарооборот увеличивается вдвое. Многие частные магазины, находящиеся неподалеку, после наших нововведений нередко вынуждены закрываться. Разные «весовые категории».                  

…Здесь никому не нужно объяснять, что такое удлиненный график работы. Хочешь успешно торговать – подстраивайся под потребителя. Эту аксиому в районе хорошо усвоили еще много лет назад… Все магазины работают без обеда и выходных — с 7.30 до 24.00. Несколько раз в райцентре даже пробовали открывать дежурный продмаг, но выручка показала: игра не стоит свеч. 

Свежие фасады, новые вывески, открытая выкладка и удобный график работы – это только половина успеха. Вторая его часть – оптовая база в структуре райпо, предмет зависти коллег по Брестской области. Работа с поставщиками без посредников, более 15 тысяч разновидностей товаров и продуктов, хранящихся на складе, значительная экономия топлива при доставке – все это лишь малая толика очевидных преимуществ собственной райбазы. Многие поставщики, работа с которыми налажена уже не один год (всего их у райпо 152), идут навстречу и делают значительные скидки. Как вам сумма в 272 миллиона по итогам трех месяцев? Правда, впечатляет? 

— Настоящая «изюминка» оптовой базы – немецкие холодильные установки «Битцер», которые мы закупили 2 года назад. На три низкотемпературные камеры и столько же среднетемпературных  потратили почти 340 миллионов собственных средств. Но они уже окупились сторицей, — говорит Григорий Гомон. – Представьте только, теперь мы без опаски за сроки реализации заказываем на базу максимально возможный перечень скоропортящихся продуктов. Птица, рыба, молочная продукция, консервы, пресервы — едва ли кто-то в Брестской области сможет составить нам здесь конкуренцию. 

Гордость столинской кооперации – сеть непродовольственных магазинов (29 – на селе и 5 – в райцентре). Здесь покупатель может найти все, что душе только угодно: от автозапчастей до мебели, от книг до стройматериалов. А как вам собственная АЗС, стоящая на балансе райпо? Примечательно, что с 1994 года в районе не закрылся ни один промтоварный магазин. Сегодня их товарооборот варьируется от 40 до 70 миллионов, все они работают с прибылью, а общий ассортиментный перечень товаров достигает 25 тысяч наименований. Универмаг – разговор особый. Его ежемесячная выручка – одна из самых крупных не только в области, но и по республике: до 300 миллионов рублей. Но, похоже, очень скоро это предприятие ожидают серьезные перемены… 

— Уже подготовлен проект, в соответствии с которым в универмаге появится отдельный продовольственный магазин площадью 300 метров квадратных. Как мы ожидаем, в нем будут работать не менее 10 продавцов. На перепланировку универмага и покупку необходимого торгового и холодильного оборудования понадобится не менее миллиарда рублей, — рассказывает Григорий Гомон. – Значительное приобретение последнего времени – одноэтажное здание бывшего лукохранилища в центре города. Здесь мы со временем хотим открыть магазин площадью 400 квадратных метров, который будет заниматься исключительно мелким оптом и розницей. Это будет магазин-склад с широчайшим ассортиментом продуктов. Внешний вид здания пока оставляет желать лучшего. Чтобы привести его в порядок и открыть кафе на втором этаже, понадобится более 950 миллионов рублей. Поэтому строительство, судя по всему, начнется после 2008 года… Пока что этот объект законсервирован и дожидается своего часа. 

Столинские кооператоры не гонятся за одним, показательным, самым большим и лучшим в районе магазином. Здесь считают по-другому: каждое предприятие райпотребсоюза должно быть на высоте. И по качеству обслуживания. И по дизайну. И самое главное, по «начинке». 

На снимке: Григорий Гомон: «Чтобы наполнить магазин товаром и обеспечить ему хорошую реализацию, прежде нужно создать условия». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter