Аргументы и факты

Ситуацию с гандбольным «Динамо» надо воспринимать как угодно, но только не в качестве частного случая...

Любая бочка не застрахована от ложки дегтя. Увы и ах, но так часто бывает в жизни, которая, как известно, окрашена «зеброй» — белыми и черными полосами. Вот и радостная неделя встречи белорусских победителей Олимпийских игр оказалась омрачена информацией о крахе гандбольного проекта. Минского «Динамо», пытавшегося спастись под новой вывеской «Нефтехимик», больше нет...


Признаться, авторская позиция по поводу кончины еще вчера казавшегося монолитным клуба двояка. Досадно, что «Динамо» подстерегла такая скоропостижная, трагическая развязка. Но, как говорил большой эксперт по решению конфликтных ситуаций принц Гамлет: «От жалости я должен быть жестоким».


Поэтому вернемся лет на десять назад. Помните, как тогда в качестве главного предложения о поддержке игровых видов спорта рассматривался вариант о создании суперклубов, обязанных стать базовыми для национальных команд. Желающие могут с легкостью найти множество статей на эту тему в подшивках самых различных отечественных СМИ. В них аргумент наседал на аргумент и погонял другие аргументы.


Но сейчас мы знаем: идея суперклуба в наших реалиях не стыкуется с интересами сборных, что доказано на примере как хоккейного, так и гандбольного «Динамо». Все потому, что собственных квалифицированных кадровых ресурсов на термин «супер» не хватает и для укрепления составов приходилось проводить политику объемного приглашения легионеров. К чему это привело — сейчас очевидно. Вначале в хоккее расходование больших спонсорских средств было признано неэффективным, а позже гандбольный клуб вовсе распался сам собой сразу после лишения финансирования. Как карточный домик: никакой позитивной инерции у «Динамо» не оказалось.


Стоит ли этому удивляться? Вряд ли. Ибо нельзя обмануть как законы экономики, так и законы развития профессионального спорта, которые с экономикой крепко связаны и даже переплетены. Для всех стран существуют только два пути развития командных видов спорта в преломлении интересов национальных команд. Первый: если у тебя есть деньги и объективные условия, то ты создаешь крепкий с претензией на звездность внутренний чемпионат, в который для поднятия уровня мастерства и увеличения популярности активно зазываешь легионеров. Второй: если денег нет, то внутренний чемпионат развивается в соответствии с существующим у него финансовым потенциалом, но без особых претензий, в том числе на международной арене. Просто хорошая стартовая площадка, а созревание и подлинное раскрытие лучших игроков должно происходить за рубежом, куда таланты следует активно зазывать.


Как видим, в нашем случае получился гибрид: что–то от первого пути, что–то от второго. Но все вершки при однозначном дефиците корешков! И выяснилось — третьего варианта не дано.


Проект рождается, переживает экспансию, впадает в кризис, умирает. Для «Динамо» все фазы уложились в короткий временной промежуток. Хотя почему произошла полная ликвидация, тоже неясно. Но, видимо, барахтаться на уровне «Виктории–Регии» никакой охоты нет: не по ранжиру и не по амбициям.


Ситуацию с гандбольным «Динамо» надо воспринимать как угодно, но только не в качестве частного случая. В игровых видах на клубном уровне сильно штормит, а, как известно, «приятен только издали тревожный барабанный бой». Но, похоже, мы точно расстаемся с идеей суперклубов и, возможно, надолго.


Советская Белоруссия №41 (24424). Вторник, 4 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter