Аргумент в конкурентной борьбе
11.01.2012
Двигатель с приводом переменно–переменного тока — сегодня главная тема для предприятий, выпускающих карьерные самосвалы по всему миру. Его наличие — обязательное условие практически всех тендеров последнего года. Производителей такого привода в мире «можно на пальцах одной руки сосчитать», — говорит Петр Пархомчик и начинает загибать пальцы: американская компания «Дженерал Электрик» — раз, совместная немецко–американская компания «Сименс» — два, российская компания «Силовые машины» — три. Вот, собственно, и все. Но в новом году их станет больше, потому что «появляется новый проект, новый производитель приводов — совместное предприятие «АВИК–БелАЗ».
По словам начальника конструкторского бюро НТЦ БелАЗа Андрея Козубенко, новый привод создается для самосвалов грузоподъемностью 220 — 240 тонн: «Все было сделано именно по нашим требованиям — как электрические, так и механические параметры, именно под БелАЗ».
Начало стендовых испытаний — только первый шаг. Как правило, процесс перехода от опытного образца к серийному занимает от шести месяцев до одного года. Петр Пархомчик объясняет: «Мы надеемся, что в январе получим этот привод на БелАЗ. В течение месяца будет собрана машина, в течение первого квартала мы должны завершить заводские испытания и отправить самосвал для продолжения испытаний в условиях уже конкретного карьера». Карьер находится в Китае, там и сегодня работают БелАЗы, но с электроприводом американской компании. Когда машины с двумя разными электроприводами будут работать бок о бок, сравнение будет более наглядным. «Обстоит еще детально обсудить вопросы производства данных приводов, — просит не забегать вперед директор БелАЗа. — Надеемся, что часть систем будет производиться в Беларуси, а это позволит создать дополнительные рабочие места».
Сегодня высокие технологии (а поставленный на испытания электропривод — как раз из их числа) становятся главным аргументом в конкурентной борьбе. В Китае это очевидно, потому что здесь конкуренция среди производителей тяжелой техники — одна из самых острых в мире. Генеральный менеджер совместного предприятия «АВИК–БелАЗ» Сюй Тао не скрывает своей озабоченности: «В Китае, кроме западных производителей карьерной техники, есть еще шесть китайских производителей. В этом году они просто как грибы после дождя появились на специализированной выставке. Мы с ними познакомились — они очень быстро развиваются. И мы беспокоимся за себя. Поэтому я считаю, что этот электропривод на самом деле — наше будущее».
Директор маркетингового центра БелАЗа Владимир Рудковский насчет будущего и конкурентоспособности объясняет просто: «Дженерал Электрик» со своими электроприводами в силу разных причин сегодня — практически монополист на рынке. А это значит, что может диктовать цены (высокие) и сроки поставок (длительные). Компания уже заявила, что в следующем году повышает цену на свой электропривод на 27%. А это неизбежно повлечет увеличение стоимости и конечного продукта — сначала двигателя, а потом и самого самосвала. Ситуация в мировой экономике сами знаете какая — потребители на повышение цен реагируют, как бы это помягче сказать... нервно. Поэтому, если испытания на СП «АВИК–БелАЗ» завершатся успешно и новый электропривод пойдет в серийное производство, это станет очень серьезным аргументом в конкурентной борьбе. Ведь в ней сегодня выиграть может только тот, кто не стоит на месте.