Аргентинское танго

Дамы меняют кавалеров Кристина Фернандес де Киршнер, супруга президента Аргентины Нестора Киршнера, официально выдвинула свою кандидатуру на пост главы государства. В случае победы на выборах 28 октября 2007 года она станет первой в истории Аргентины избранной женщиной-президентом.

Плакаты с ее изображением покрыли улицы аргентинской столицы, на несколько дней обогнав здесь первый за последние 89 лет снегопад. «Кристина: изменения только начинаются», – убеждает аргентинцев красочная агитационная продукция. Во имя предвыборной риторики президент Киршнер, решивший не баллотироваться на второй срок, даже «задвинул» собственные заслуги. Он неоднократно заявлял, что XXI век – век женщин-политиков и его жена «создаст гораздо лучшее правительство, чем нынешнее». Хотя опросы общественного мнения показывают, что Киршнер, избранный главой аргентинского государства на досрочных выборах в 2003 году, по-прежнему пользуется широкой популярностью у соотечественников.
Остается лишь гадать о причинах, по которым «король» уходит в тень, уступая место на аргентинском политическом Олимпе своей «королеве». В связи со странным решением успешного национального лидера местные политические аналитики вспоминают о том, что он всегда настаивал на трех последовательных президентских сроках, необходимых для успешной реализации его политической и экономической модели. Поэтому здесь не исключают, что Нестор Киршнер вновь будет баллотироваться в президенты на выборах в 2011 году. Или это сделает его жена?
Несмотря на неоспоримые заслуги в восстановлении аргентинской экономики после тяжелого финансового кризиса 2001 года, до того как Киршнер стал президентом, его вторая половина была более известным политиком, чем он. Местные и иностранные журналисты часто сравнивают первую леди, занимающую также пост сенатора от партии «Фронт для победы», основанной в 2003 году ее супругом, с Хиллари Клинтон.
Кристине Фернандес явно лестна эта характеристика. «Хиллари очень нравится мне, и я чувствую в ней женскую солидарность», – заявила аргентинская первая леди в одном из интервью, подчеркивая «смелость умной и современной женщины, способной занять свое место; женщины, не независимой от своего мужа, но бесконфликтно сосуществующей с ним».
Киршнеры, как и Клинтоны, познакомились еще в студенческие годы. Они вместе изучали право в престижном государственном университете Ла-Платы. Будущая первая леди уже в те годы была заметной политической активисткой движения «Перонистская молодежь». В 1975 году Нестор и Кристина сочетались узами брака, но уже через год, после военного переворота, установившего жестокую диктатуру, молодые люди были вынуждены перебраться в южную провинцию Санта-Крус, на родину Нестора. Здесь Киршнеры долгое время занимались частной адвокатской практикой.
В Санта-Крусе Кристина родила двоих детей: Максимо и Флоренсию. Здесь же в 1989 году она впервые вошла в состав законодательного собрания. Годы спустя политические колебания в стране заставили ее возвратиться в центральную провинцию Буэнос-Айрес, где проживают 40 процентов национального электората, чтобы принять участие в парламентских выборах 2005 года.
Наблюдатели проводят и иные параллели. Они говорят о схожести характеров Фернандес де Киршнер и легендарной Марии Эвы Дуарте де Перрон (1919—1952). Но в отличие от нее 54-летняя супруга действующего президента Аргентины происходит не из бедных слоев, а из среднего класса и имеет университетское образование.
Кристина Фернандес не курит и воздерживается от употребления алкогольных напитков, предпочитая им минеральную воду. Она весьма болезненно воспринимает критические замечания оппозиционно настроенных журналистов и других аргентинских женщин-политиков, говорящих о чрезмерном увлечении «царицы Кристины» дорогими нарядами и драгоценностями.
В истории Аргентины были случаи, когда страну возглавляла женщина. Исабель Мартинес стала президентом 1 июля 1974 года, после смерти своего мужа Хуана Доминго Перрона, при котором она занимала пост вице-президента. Местные исследователи подчеркивают, что для жен перонистских лидеров традиционной является политическая роль. Но сеньоре Мартинес не хватало ни легитимности, которую дает всеобщее голосование, ни опыта в большой политике. Последнего супруге Киршнера не занимать.
За текущий год она совершила несколько международных поездок в составе официальных делегаций и встретилась с бывшим главой французского государства Жаком Шираком, венесуэльским лидером Уго Чавесом, президентами Чили и Эквадора – Мишель Бачелет и Рафаэлем Корреа. Кроме того, все последние социологические опросы показывают ее довольно устойчивый рейтинг в районе 46—48 процентов как участницы набирающей обороты электоральной гонки.

P.S. Как считает английская The Times, в свое время женское равноправие было одним из факторов «красной» революции, приведшей в Кремль Ленина. Но нынешние кремлевцы не соблюдают даже тех пропорций, которые в свое время старательно поддерживала советская партийно-государственная машина. Между тем в западных странах появляется все больше женщин – пусть их число и не является подавляющим, – готовых взойти на Олимп как в политике, так и в бизнесе. Латвия. Финляндия, Чили… Не удавшаяся попытка во Франции… На подходе Аргентина, США и, может быть, Россия. В последней, по некоторым данным, проект преемницы рассматривается…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter