Арендаторы получили защиту

Вопросы аренды всегда были  ахиллесовой пятой бизнеса...

Вопросы аренды всегда были  ахиллесовой пятой бизнеса. Те компании, которым не посчастливилось стать полноправными хозяевами собственных площадей, оказались сильно зависимыми от владельцев офисных и производственных помещений, у которых приходилось снимать «угол». Нередко при заключении договоров найма квадратных метров потенциальные арендаторы встречают нежелание другой стороны  подписывать документы на длительные сроки. На этой порочной практике после подписания Президентом Декрета № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений» был поставлен жирный крест.

Документ за подписью главы государства сегодня операторы рынка недвижимости иначе как революционным не называют — он серьезно упростит жизнь белорусскому бизнесу. Основной его момент – установлен минимальный срок аренды (субаренды) капитальных строений, находящихся как в государственной, так и в частной собственности. Теперь на срок менее трех лет договоры могут быть заключены только с согласия арендаторов.

Прежде необходимость длительной и сложной процедуры госрегистрации договоров аренды, заключенных на срок свыше одного года, вынуждала арендодателей ориентироваться на минимальное время  действия контрактов. Как правило, максимальный срок, на который заключались такие договоры, не превышал 11 месяцев. Как отметила заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич, субъекты хозяйствования, иностранные инвесторы неоднократно поднимали вопросы о существовании проблем в сфере арендных отношений. «Согласитесь, что невозможно наладить производство, создать нормальный офис, когда ты не знаешь, что будет с этим помещением», — пояснила она. В Администрации главы государства не исключают, что практика, сложившаяся на рынке аренды офисных и производственных помещений, могла стать поводом для серьезных злоупотреблений среди арендодателей. Понятно, что, когда условия договоров постоянно пересматривались,  предприниматели, снимающие помещения под офис или производство, находились на птичьих правах. Предложи им в таких обстоятельствах дополнительные требования — вряд ли они смогут не согласиться.

Важным сдерживающим моментом являлась и регистрация договоров аренды. Конечно, эту бюрократическую процедуру можно было бы охарактеризовать как подстраховку или дополнительные гарантии, но, по большому счету, ее можно было бы без особых проблем устранить. Так и произошло. Главой государства было принято решение отменить госрегистрацию договора аренды и вместо этого вести уведомительный принцип. «Это было сделано не для какого-то контроля — это защита арендатора, — пояснила Наталья Петкевич. — Чтобы в случае отчуждения либо сделок с арендованным имуществом было видно, что в отношении его существуют определенные обязательства. Это позволит застраховать арендатора».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter