После проведенной при поддержке государства реконструкции Белгосцирк с гордостью носит звание одного из лучших в Европе

Арена положительных эмоций

Белорусский государственный цирк — настоящая архитектурная и культурная жемчужина Беларуси. В прошлом году он отметил свое 60-летие. Удивительное, притягательное место для детворы и взрослых в самом центре Минска. Возведение здания Белгосцирка началось в 1954 году, и уже 11 февраля 1959-го здесь состоялось первое представление. Именно эта дата считается днем рождения современного белорусского цирка. В конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века это был самый красивый цирк в СССР, а сегодня — один из лучших в Европе и мире



Реконструкция здания цирка не проводилась почти полвека. В 2008—2010 годах благодаря государственной поддержке она была наконец-то осуществлена, и минская арена стала соответствовать требованиям XXI века.

Сметная стоимость реконструкции составила почти 130 млрд рублей в ценах 2006 года. В обновленном цирке появились три корпуса. В центре круглой семиэтажной пристройки разместился репетиционный манеж, позволяющий репетировать большему количеству артистов одновременно. В ней же расположены комфортабельные номера для приезжих артистов, административные помещения, вольеры для животных, гримерки, тренажерный и балетный залы, пошивочный цех, склад для хранения декораций. При этом внешний облик здания сохранил классические элементы архитектуры.

В статье научного руководителя проекта реконструкции Белгосцирка Александра Кропотова в журнале «Архитектура и строительство» читаем: «Перед исполнителями были поставлены очень сжатые сроки: проектирование начато в январе 2009 года, а завершение реконструкции и реставрации было намечено на 1 сентября 2010-го. Поэтому многие работы велись с листа, но все трудности были успешно преодолены».

Витаутас Григалюнас.
Фото 
БЕЛТА
Художественный руководитель Белгосцирка Витаутас Григалюнас рассказывает: 

— В нашем цирке есть тигры, лошади, пони, собаки, обезьяны и медведи. Для них созданы комфортные условия, за ними ухаживают специальные рабочие. Налажено ветеринарное обслуживание, есть даже своя маленькая больница на три палаты, где можно разместить заболевших животных. Есть и солярий для питомцев. Все это появилось после реконструкции. 

— Реконструкция и новые возможности здания позволили проводить международный фестиваль циркового искусства?

— После реконструкции, имея такой оснащенный и современный цирк, сам Бог велел это делать. И вместе с директором Владимиром Шабаном мы осуществили эту идею. Первый Минский международный фестиваль циркового искусства состоялся в 2017 году. К нам приехали артисты из ведущих цирков 16 стран. Второй форум прошел в 2019-м. Считаю, что наш фестиваль имеет уникальную концепцию, другого такого в мире просто нет. На нем представлены все континенты земного шара.

Государство нам помогает, и мы ему за это благодарны. Оно помогает проводить фестивали, закупать костюмы, когда, например, надо приобрести их большое количество для нашего балета. Во многом Белгосцирк — самодостаточное предприятие, денег на ветер мы не бросаем. 

Сегодня у нас 28 собственных номеров. Замечу, что для стандартной программы нужно иметь 12. В коллективе работают 38 артистов. Для сравнения: в цирке Пхеньяна — 500. Наши постановки всегда сюжетные, мы рассказываем в них истории. В Монте-Карло ко мне подходили артисты и говорили: «Какие интересные у вас номера!» За последние четыре года мы удостоились 18 наград разной пробы, в том числе высшей на международных фестивалях в Монте-Карло, Астане, Пхеньяне. В этом году в январе наш артист Сергей Нестеров со своими тиграми получил первое серебро на 44-м Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло. Наш цирк входит в Международную ассоциацию цирков и, что важно, — нас туда пригласили. Нам лично прислал приглашение ее руководитель, арт-директор фестиваля в Монте-Карло Урс Пилс. В ассоциацию входят только лучшие цирки мира, их сегодня около 40. Это большая честь для нас. В Минске Урс Пилс вручил директору Белгосцирка Владимиру Шабану награду нашему коллективу за проведение фестиваля в 2017 году.



У нас очень давние и плотные контакты с Московским цирком Юрия Никулина на Цветном бульваре. Его художественный руководитель Максим Никулин бывал у нас неоднократно — и на открытии программы Московского цирка Юрия Никулина, и на двух наших фестивалях. Налажены очень хорошие контакты с Национальным цирком Украины, цирками Будапешта, Баку, Астаны.

Цирк любим нашими зрителями. Его специфика заключается в том, что сюда приходят семьями, это очень мощный воспитательный аспект. Это сплачивает и объединяет наш народ. Зрители получают положительный заряд и яркие позитивные эмоции. Это отвечает семейной политике нашего государства. Александр Лукашенко уделяет большое внимание благополучию ячеек общества.

На мой взгляд, мы продолжаем государственную политику по укреплению семейных ценностей, занимаемся популяризацией нашей страны через фестиваль, гастроли. К нам приезжают со всех континентов, и наш фестиваль имеет большой резонанс. Это и есть наш вклад в государственную идеологию. Наше искусство получает высокую оценку, потому что, по общему мнению, отличается высоким профессионализмом, высочайшей культурой постановок, костюмами, музыкой. Мы побывали в огромном количестве стран от Испании до Северной Кореи. Ничуть не умаляю достоинства наших театров, но там есть языковой барьер. Цирк не имеет никаких барьеров. Ежегодно через него проходят почти полмиллиона зрителей. И все они получают мощный положительный заряд. Хочется поблагодарить Главу государства и наши власти за внимание к цирковому искусству в Беларуси.


МНЕНИЕ

Сергей Ковальчик, художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького:

— В основе решений по реконструкции многих крупнейших культурных объектов нашей страны — Большого театра оперы и балета Беларуси, Купаловского театра, киностудии «Беларусьфильм», Белгосцирка и других — инициатива Президента. Это настоящие выставочные культурные павильоны нашей страны, работающие на ее имидж. И вкладывая деньги, государство вправе требовать серьезный художественный результат. Все понимают, что эти объекты должны привлекать внимание не только своим внешним лоском и убранством, но и достойным художественным содержанием и высоким творческим уровнем. 

НАША СПРАВКА

В 1952 году вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве в стране стационарных зимних цирков. Первый из них было решено возвести в Минске по проекту архитектора Владимира Жукова. Строительство продолжалось с 1954 по 1958 год. В январе 1959-го здание площадью 7600 кв. м было сдано в эксплуатацию. Премьера в новом здании состоялась 11 февраля 1959 года. За эти годы Минский государственный цирк представил зрителям свыше 180 программ с участием более 1700 артистов и цирковых семей. В белорусской столице выступали Дуровы, Запашные, Корниловы, Филатовы, Кантемировы, а также Эмиль Кио, Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Андрей Николаев и многие другие звезды цирка.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК