Календарь и традиции

Апрель с водой - май с травой

Календарь и традиции

31 марта - начало 5-й седмицы православного Великого поста.


1 апреля - память праведной Софии, княгини Слуцкой.


6 апреля - предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.


Так уж вышло, что нынешняя зима практически и не вступала в борьбу с наступающей ей на пятки весной, даже Масленица оказалась солнечной, с зеленой травой на газонах, сухими мостовыми и тротуарами. Но раньше в апреле природа еще сохраняла следы зимы, так говорили: "Красавiк чорны ў полi, а ў бары яшчэ белы". Ну а когда весна все же по-настоящему пригреет и деревья начнут покрываться молоденькими листочками, то и гром на это "зялёнае голле" уже не страшен, наоборот, воспринимается как предвестник будущих удач, о чем и поговорку сложили: "У красавiку грымот - то будзе цёплы год". А вот "навальнiца" на "неодетый" лес у всех европейских народов воспринималась недобрым знаком. Нехолодные весенние дожди в этот период обещали и добрый май: "Апрель с водой - май с травой". Что же касается наших климатических условий, известный белорусский литератор XIX века Ян Барщевский писал: "В наших краях стоит долгая и неустойчивая зима, временами мокрая, временами морозная и с метелями, бывает, в ложбинах уже вода блестит, а на пригорках северный ветер уничтожает озимые посевы, однако старание и труд хорошего хозяина преодолеют все".


В первую неделю апреля наши предки проводили один из самых своих древних обрядов. Заключенные в нем действия отражали желание человека помочь природе пробудиться от долгого зимнего оцепенения, ассоциировавшегося со смертью. У нас, как и у многих других индоевропейских народов, царем зверей признавался медведь. Но сам праздник Комоедица зафиксирован именно на белорусских территориях. Так вот, из огромного уважения к медведю, после того как съедались специально приготовленные обрядовые блюда, люди устраивали перекатывание с бока на бок, будто копируя поведение просыпающегося зверя, и таким образом старались помочь "самому" (как часто называли косолапого) быстрее отойти от зимней спячки. Еще осенью убирая репу (когда-то один из главных белорусских корнеплодов), собирали "вершки" - листву, ботву репки, и высушивали их. А в Комоедицу использовали для приготовления любимых лакомств медведя. В медвежье меню входили: сама репка и "рэпнiк" - ее запаренные листья, гороховые "комы" и овсяный кисель. В сезон на овсяных полях медведь частенько лакомился вкусными метелочками и перекатывался с боку на бок, чем наносил вред посевам. Овес - очень важная злаковая культура для белорусов. У многих народов овсяные блюда даже выделяли в особую подгруппу.


Обрядовая пища нередко была рассчитана не только на людей, членов семьи, но и на домашних животных. В Комоедицу также готовили "блюда", которые человек не ест: например, запаренную ботву - специально для демонстрации особого уважения медведю. Здесь играл свою роль и страх перед сильным и мощным зверем, которого старались задобрить уже в момент пробуждения - чтобы не держал зла на людей. Кстати, овсяный кисель - одно из самых древних блюд, правда, он не отличается особыми вкусовыми качествами: чуть кисловатый и, будем говорить, не самый привлекательный на вид. Но прекрасно насыщает и необыкновенно полезен. Кисель, причем не питьевой, а густой, часто упоминается в сказках всех восточных славян и символизирует некое изобилие - вспомним "молочные реки и кисельные берега". Готовили у нас также жур - жидкий кисель, приправленный маслом и сметаной. Овсяный кисель необыкновенно полезен для желудка, поэтому рекомендуется и современными диетологами.

 

Советская Белоруссия №58 (24441). Пятница, 28 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter