Аппетит приходит во время пути

Что из съестного мы берем в дорогу? Как правило, перед отъездом варятся яйца, жарится курица, нарезается колбаса или сало.
Что из съестного мы берем в дорогу? Как правило, перед отъездом варятся яйца, жарится курица, нарезается колбаса или сало. Примерно с таким набором и я несколько лет назад отправился в Париж, предвкушая, как проведу пару-тройку счастливых дней в столице мира. Однако внезапная жара пагубно подействовала на продукты, а они - на желудок. Путешествие на родину Ренуара и Бальзака было непоправимо испорчено.

Сейчас иные времена, но проблема питания в пути по-прежнему актуальна. Какую альтернативу "ссобойке" мы можем найти в самолете, в поезде, при путешествии на автобусе? Попробуем разобраться.

Когда подавиться невозможно

Сегодня практически любая авиакомпания каждого пассажира обеспечивает в полете питанием. То есть стоимость завтрака, обеда или ужина (в зависимости от времени суток и продолжительности воздушного путешествия) попросту включена в стоимость билета. Что же конкретно предлагает крылатый общепит? Насколько его продукция гарантирует от ситуаций, которые в воздухе особенно неприятны? С этими вопросами я обратился в службу обеспечения бортовым и общественным питанием Национального аэропорта "Минск", на английский манер названную "кэтеринг". А гидом выступил ее начальник Александр Змушко.

"Безопасность - главный критерий качества бортового питания, - с ходу заявил он. - Какими конкретно продуктами кормить в воздухе - на этот счет существуют четкие правила. Есть список продуктов, разрешенных к использованию, и все компоненты блюда должны ему соответствовать, согласовываются с санэпиднадзором. Кроме того, действует многоступенчатая система контроля качества продуктов, строго соблюдаются сроки их хранения. Благодаря этому ни одного случая отравления по нашей вине не было".

Цех, где на специализированных мини-подносах комплектуются продуктовые наборы, меня по-хорошему поразил: специальные шторы поддерживают там пониженную температуру, ограждают от инфекций, мух, каждые три часа сервировочный зал озаряется светом бактерицидных ламп. Недавно тут появилась установка для подготовки воды - и теперь она не хуже, чем продаваемая в ПЭТ-бутылках. Еще одна машина упаковывает каждую порцию в пленку. Тем самым срок годности продукта - при хранении при температуре 4 - 6 градусов - возрастает до суток. Это очень важно. Ведь набор для завтрака или ужина, помимо кетчупа, масла, джема, расфасованных в заводских условиях и имеющих длительные сроки хранения, включает порезанные сырокопченые колбасы, сыр, а для VIP-персон - и деликатесную рыбку. Их и надо упаковать.

Горячие блюда на обед готовятся по всем правилам поварского искусства, упаковываются в специальные алюминиевые емкости на одну порцию и тут же охлаждаются. (Маленький штрих: в воздухе по соображениям безопасности не подают даже мясо с костями или стеклянную посуду.) Затем все помещают в транспортный конвейер, куда для охлаждения закладывают сухой лед, и доставляют в самолет. А теперь внимание: в воздухе блюдо должно быть разогрето и подано пассажиру не более чем за 40 минут - час. "А что делаете, если те или иные блюда не были в полете съедены?" - задаю провокационный вопрос. "Продукты, срок хранения которых истек, однозначно подлежат утилизации", - заявил Александр Змушко.

Под перестук колес

Как видим, шансов отравиться в воздухе практически нет. А как обстоят дела в поезде? Года три назад наша железная дорога переняла зарубежный опыт и предоставила пассажирам фирменных поездов "самолетный" сервис. Едете в купейном вагоне или СВ - по выбору можете заказать через проводника либо набор дорожного питания, либо горячий обед (как правило, имеется несколько вариантов). Для этого в каждом фирменном поезде есть вагон-ресторан. "Практически все предпочитают отобедать в купе, - поясняет заведующий производством (а проще говоря, директор ресторана на колесах) Сергей Шеко. - Для этого у нас есть одноразовые индивидуальные термоконтейнеры. Горячее готовится исключительно под заказ из фасованных полуфабрикатов, которые поступают и хранятся замороженными. Готовое блюдо должно быть подано по желанию пассажира, не позднее чем за час до прибытия на конечную станцию. Ни о каком повторном разогреве не может быть и речи".

Дальше выяснилось, что перед каждым рейсом вагон-ресторан проверяет санитарно-эпидемиологическая служба. Свое заключение она оставляет в трех специальных журналах. С ней же согласовывается перечень предлагаемых в пути продуктов и блюд, их рецептура. Естественно, на все продукты установлены сроки хранения. Так, сырокопченая нарезанная колбаса, булочные и кондитерские изделия (все - в вакуумной упаковке) хранятся, соответственно, 8 суток, 72 часа и 7 суток. Отметки об этом ищите на упаковке. К этому надо добавить, что вагон-ресторан оснащен, как любая точка общепита. С той лишь разницей, что запасы свежей продукции пополняются не реже чем через день.

"Популярность наших услуг растет, - сообщил генеральный директор предприятия "Белжелдорсервис" Николай Занкович. - Год назад начинали с нескольких сот порций горячего в месяц, теперь продаем до 8 - 10 тысяч. Плюс 21 - 22 тысячи наборов дорожного питания.

К сожалению, пассажиры "простых" поездов пока вынуждены питаться тем, что возьмут с собой или перехватят на остановках. Благо у проводника можно заказать чай или кофе, фасованные вафли или печенье. Однако если пользоваться услугами нелегальных "лоточников", которые особенно активно предлагают обед "по-домашнему" в России, Украине, то шансы не только отравиться, но и подцепить какую-либо инфекцию или гельминтов достаточно велики - за частниками-коробейниками нет никакого контроля. "Сейчас мы работаем над тем, чтобы распространить свои услуги на нефирменные поезда, в том числе следующие за пределы Беларуси, - пояснил Николай Занкович. - К сожалению, пересечение госграницы выдвигает дополнительные трудности. С другой стороны, надо подумать об оснащении поездов соответствующим оборудованием".

Шашлык из...?

Путешествие на автомобиле или автобусе по-прежнему несет риск схлопотать желудочное расстройство. Увы, на автодороге еще можно нарваться на "летучего голландца", чей походный мангал, сворачиваемый за десять минут, как правило, не подвержен каким-либо проверкам. Как и мясо, идущее на шашлык. Вызывают сомнение у избалованного цивилизацией жителя крупного города и многие забегаловки в отдаленных городках и поселках, расположенные подле автостанций. Да и местная публика, заходящая туда "сообразить". К тому же, как показывают личные наблюдения, на многих автостанциях после 18 часов буфеты и вовсе закрыты.

В этой ситуации можно порекомендовать лишь одно: поплотнее пообедать (поужинать) на крупном автовокзале. Как сообщили нам на предприятии "Минскпассажиравтотранс", фирменный общепит должен предложить не меньше 2 - 3 видов горячих блюд. Что надо знать: полуфабрикаты котлет, бифштексов по нормативам могут храниться в холодильнике не более 48 - 56 часов. А уже приготовленные - не свыше суток. Такой же срок установлен для варенных яиц. Беляшам отведено жить не более двух суток (при хранении опять-таки в охлажденном виде). Так что если у вас вид котлеты вызывает сомнения - попросите накладную. Впрочем, заверили корреспондента "СБ", в случае нарушения норм санкции со стороны санэпидслужбы столь велики, что продавать несвежее вряд ли кто рискнет. Что ж, хотелось бы верить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter