Что из съестного мы берем в дорогу? Как правило, перед отъездом варятся яйца, жарится курица, нарезается колбаса или сало. Примерно с таким набором и я несколько лет назад отправился в Париж, предвкушая, как проведу пару-тройку счастливых дней в столице мира. Однако внезапная жара пагубно подействовала на продукты, а они - на желудок. Путешествие на родину Ренуара и Бальзака было непоправимо испорчено.
Сейчас иные времена, но проблема питания в пути по-прежнему актуальна. Какую альтернативу "ссобойке" мы можем найти в самолете, в поезде, при путешествии на автобусе? Попробуем разобраться.
Когда подавиться невозможно
Сегодня практически любая авиакомпания каждого пассажира обеспечивает в полете питанием. То есть стоимость завтрака, обеда или ужина (в зависимости от времени суток и продолжительности воздушного путешествия) попросту включена в стоимость билета. Что же конкретно предлагает крылатый общепит? Насколько его продукция гарантирует от ситуаций, которые в воздухе особенно неприятны? С этими вопросами я обратился в службу обеспечения бортовым и общественным питанием Национального аэропорта "Минск", на английский манер названную "кэтеринг". А гидом выступил ее начальник Александр Змушко.
"Безопасность - главный критерий качества бортового питания, - с ходу заявил он. - Какими конкретно продуктами кормить в воздухе - на этот счет существуют четкие правила. Есть список продуктов, разрешенных к использованию, и все компоненты блюда должны ему соответствовать, согласовываются с санэпиднадзором. Кроме того, действует многоступенчатая система контроля качества продуктов, строго соблюдаются сроки их хранения. Благодаря этому ни одного случая отравления по нашей вине не было".
Цех, где на специализированных мини-подносах комплектуются продуктовые наборы, меня по-хорошему поразил: специальные шторы поддерживают там пониженную температуру, ограждают от инфекций, мух, каждые три часа сервировочный зал озаряется светом бактерицидных ламп. Недавно тут появилась установка для подготовки воды - и теперь она не хуже, чем продаваемая в ПЭТ-бутылках. Еще одна машина упаковывает каждую порцию в пленку. Тем самым срок годности продукта - при хранении при температуре 4 - 6 градусов - возрастает до суток. Это очень важно. Ведь набор для завтрака или ужина, помимо кетчупа, масла, джема, расфасованных в заводских условиях и имеющих длительные сроки хранения, включает порезанные сырокопченые колбасы, сыр, а для VIP-персон - и деликатесную рыбку. Их и надо упаковать.
Горячие блюда на обед готовятся по всем правилам поварского искусства, упаковываются в специальные алюминиевые емкости на одну порцию и тут же охлаждаются. (Маленький штрих: в воздухе по соображениям безопасности не подают даже мясо с костями или стеклянную посуду.) Затем все помещают в транспортный конвейер, куда для охлаждения закладывают сухой лед, и доставляют в самолет. А теперь внимание: в воздухе блюдо должно быть разогрето и подано пассажиру не более чем за 40 минут - час. "А что делаете, если те или иные блюда не были в полете съедены?" - задаю провокационный вопрос. "Продукты, срок хранения которых истек, однозначно подлежат утилизации", - заявил Александр Змушко.
Под перестук колес
Как видим, шансов отравиться в воздухе практически нет. А как обстоят дела в поезде? Года три назад наша железная дорога переняла зарубежный опыт и предоставила пассажирам фирменных поездов "самолетный" сервис. Едете в купейном вагоне или СВ - по выбору можете заказать через проводника либо набор дорожного питания, либо горячий обед (как правило, имеется несколько вариантов). Для этого в каждом фирменном поезде есть вагон-ресторан. "Практически все предпочитают отобедать в купе, - поясняет заведующий производством (а проще говоря, директор ресторана на колесах) Сергей Шеко. - Для этого у нас есть одноразовые индивидуальные термоконтейнеры. Горячее готовится исключительно под заказ из фасованных полуфабрикатов, которые поступают и хранятся замороженными. Готовое блюдо должно быть подано по желанию пассажира, не позднее чем за час до прибытия на конечную станцию. Ни о каком повторном разогреве не может быть и речи".
Дальше выяснилось, что перед каждым рейсом вагон-ресторан проверяет санитарно-эпидемиологическая служба. Свое заключение она оставляет в трех специальных журналах. С ней же согласовывается перечень предлагаемых в пути продуктов и блюд, их рецептура. Естественно, на все продукты установлены сроки хранения. Так, сырокопченая нарезанная колбаса, булочные и кондитерские изделия (все - в вакуумной упаковке) хранятся, соответственно, 8 суток, 72 часа и 7 суток. Отметки об этом ищите на упаковке. К этому надо добавить, что вагон-ресторан оснащен, как любая точка общепита. С той лишь разницей, что запасы свежей продукции пополняются не реже чем через день.
"Популярность наших услуг растет, - сообщил генеральный директор предприятия "Белжелдорсервис" Николай Занкович. - Год назад начинали с нескольких сот порций горячего в месяц, теперь продаем до 8 - 10 тысяч. Плюс 21 - 22 тысячи наборов дорожного питания.
К сожалению, пассажиры "простых" поездов пока вынуждены питаться тем, что возьмут с собой или перехватят на остановках. Благо у проводника можно заказать чай или кофе, фасованные вафли или печенье. Однако если пользоваться услугами нелегальных "лоточников", которые особенно активно предлагают обед "по-домашнему" в России, Украине, то шансы не только отравиться, но и подцепить какую-либо инфекцию или гельминтов достаточно велики - за частниками-коробейниками нет никакого контроля. "Сейчас мы работаем над тем, чтобы распространить свои услуги на нефирменные поезда, в том числе следующие за пределы Беларуси, - пояснил Николай Занкович. - К сожалению, пересечение госграницы выдвигает дополнительные трудности. С другой стороны, надо подумать об оснащении поездов соответствующим оборудованием".
Шашлык из...?
Путешествие на автомобиле или автобусе по-прежнему несет риск схлопотать желудочное расстройство. Увы, на автодороге еще можно нарваться на "летучего голландца", чей походный мангал, сворачиваемый за десять минут, как правило, не подвержен каким-либо проверкам. Как и мясо, идущее на шашлык. Вызывают сомнение у избалованного цивилизацией жителя крупного города и многие забегаловки в отдаленных городках и поселках, расположенные подле автостанций. Да и местная публика, заходящая туда "сообразить". К тому же, как показывают личные наблюдения, на многих автостанциях после 18 часов буфеты и вовсе закрыты.
В этой ситуации можно порекомендовать лишь одно: поплотнее пообедать (поужинать) на крупном автовокзале. Как сообщили нам на предприятии "Минскпассажиравтотранс", фирменный общепит должен предложить не меньше 2 - 3 видов горячих блюд. Что надо знать: полуфабрикаты котлет, бифштексов по нормативам могут храниться в холодильнике не более 48 - 56 часов. А уже приготовленные - не свыше суток. Такой же срок установлен для варенных яиц. Беляшам отведено жить не более двух суток (при хранении опять-таки в охлажденном виде). Так что если у вас вид котлеты вызывает сомнения - попросите накладную. Впрочем, заверили корреспондента "СБ", в случае нарушения норм санкции со стороны санэпидслужбы столь велики, что продавать несвежее вряд ли кто рискнет. Что ж, хотелось бы верить.
Аппетит приходит во время пути
Что из съестного мы берем в дорогу? Как правило, перед отъездом варятся яйца, жарится курица, нарезается колбаса или сало.