Молодые воздушные гимнастки Белгосцирка Анастасия Донченко и Анастасия Путято - о детстве, доверии и победе на фестивале «Золотой каштан»

Аплодисменты!

Они не сестры. И не подруги детства. Хотя, глядя, как на высоте 10 метров две миниатюрные девушки без страховки выполняют сложнейшие трюки, цепляясь друг за друга порой совершенно невероятным и рискованным образом, кажется, что они провели бок о бок всю жизнь. Ту, которую теперь без сомнений и колебаний доверяют друг другу каждый раз, поднимаясь под купол, ловя восторженное «Ах!» зрителей и шквальные аплодисменты. Молодые воздушные гимнастки на трапеции, артистки Белгосцирка Анастасия Донченко и Анастасия Путято дебютировали совсем недавно — их творческому тандему всего год, — но уже успели принести Беларуси победу на международном фестивале циркового искусства «Золотой каштан» в Киеве: свое первое и наверняка не последнее золото.



20 лет Насте Донченко, 19 лет Насте Путято: воздушная гимнастика — профессия молодых и отважных. Хотя, признаются девчонки, они так же, как и обычные люди, боятся высоты. И тем не менее каждый день поднимаются под купол цирка — на репетициях и во время представлений. Как оказалось, вдвоем рискованное занятие дается легче:

— Рядом с Настей не так страшно! — хором утверждают воздушные гимнастки, поглядывая друг на друга. Кажется, это и называется абсолютным доверием.

— Мы учились вместе в минской школе № 47, — рассказывает Настя Донченко. — Но я на пару классов старше. Заочно были знакомы: она знала, что есть Настя-гимнастка, а я была в курсе, что есть Настя-акробатка. Потом я попала в Белгосцирк, год была на джигитовке у «Белорусских наездников» под руководством Бориса Лазарова, но поняла, что лошади и верблюды все-таки не мой жанр: вроде и понимаю, что делаю, как и зачем, но чего-то мне постоянно не хватало. И тут на просмотр пришла Настя. Через какое-то время главный режиссер Алла Николаева-Алиева предложила нам сделать номер в паре.



Между гимнастикой и акробатикой — дисциплинами, для непосвященного человека похожими, — на самом деле масса различий. Чтобы работать в дуэте, девчонкам пришлось перестроиться и научиться чувствовать друг друга. 

— Как только Алла Алиева поставила нам номер, мы буквально тут же поехали на фестиваль в Ригу, — вспоминают Насти. — Это было наше первое появление перед зрителями в качестве дуэта. Так сложилось, что мы сразу же взяли второе место — и были приглашены на фестиваль «Золотой каштан» в Киев. Причем пригласила нас лично Людмила Шевченко, директор и художественный руководитель Национального цирка Украины. Конечно, номер с тех пор существенно усложнился, в нем появились новые элементы.



Цирк — особый вид искусства, и чтобы в нем работать, болеть этим нужно с детства. Настя Путято — из цирковой семьи, ее мама выступала в разъездных шапито:

— У нее было три номера — каучук, хулахупы и змеи. Змеи, кстати, у нас до сих пор живут дома, до поступления в Белгосцирк я тоже успела с ними поработать. Так как мама у меня цирковая, она и дочь решила приобщить к спорту — так я приобщилась к гимнастике, но с ней не сложилось. А вот акробатикой прозанималась с 9 до 14 лет, стала мастером спорта. Мы с мамой договорились, что как только я получу это звание, то уйду из спорта и займусь учебой. Пару лет я добросовестно училась, а в последнем классе моя тетя предложила выступать во дворцах и домах культуры. И я в 11-м классе, готовясь к выпуску, параллельно год ездила по всей Беларуси с эквилибром и дрессурой змей. А потом попробовала устроиться в Белгосцирк.



Сейчас Настя Путято учится на тренера. А вот Настя Донченко была вынуждена на год сделать перерыв в учебе на режиссера — разъезды по фестивалям отнимают слишком много времени и сил, а между учебой и цирком молодая артистка однозначно выбрала цирк, в который стремилась с самого детства. Но доучиваться будет непременно. 

— Моя мама занималась таеквондо, в семье у нас сплошь спортсмены-разрядники и военные, — делится Настя своей историей. — Меня пытались отдавать и в плавание, и в балет, и в художественную гимнастику, но я увидела однажды объявление о наборе в детскую цирковую студию ДК МАЗ, к Людмиле Хоменко. А параллельно в ДК Тракторного завода занималась любительской гимнастикой. Даже с мамой поспорили: где я выступлю в самый первый раз, там и останусь. Конечно, я приложила все силы, чтобы остаться именно в цирковой студии. В 12 лет поняла, что мне не хватает хореографии и прыжков, а без этого в цирке никуда: здесь любят спорт, когда у артиста есть какая-то база. Мне посоветовали пойти в театр гимнастики под руководством Марии Макаровой...



С детства у Анастасии Донченко были любимые цирковые жанры — каучук, хулахупы, но именно в разговоре о воздушной гимнастике глаза у нее загораются: «Это — мое все!» Каждую связку и обрыв девчонки отрабатывают на разной высоте — где выше, где ниже. 

— Нам очень повезло с лебедчиком! — признает одна из Насть (я уже путаюсь, какая именно). — Александр Бурак за год нас хорошо изучил, знает, где поднять нас повыше, где отпустить, распознает это по глазам, по жестам, чуть ли не по пальцам ног.



Вот так. Пока внимание зрителей приковано к двум фигуркам, творящим невозможное на высоте трехэтажного дома, никто не замечает, что есть и третий участник номера — крепкий парень с лебедкой, от которого в немалой мере зависит общий успех. Еще один человек, которому гимнастки должны безоговорочно доверять — и ради красоты своего выступления, и ради безопасности.

— В цирке очень важно говорить друг с другом, — уверена Анастасия Путято. — Даже когда артисты, бывает, годами не общаются вне манежа и вообще в очень плохих отношениях (по счастью, это не про нас с Настей), даже тогда они должны перед выходом обязательно обо всем договориться, иначе малейшее непонимание на высоте может стоить жизни.



Для чего они так рискуют, эти юные, симпатичные, такие милые и такие отчаянные девочки? Что заставляет их раз за разом преодолевать страх и взлетать вверх в самом буквальном смысле слова? Вопрос, который невозможно не задать. И простой ответ:

— Мы работаем так, чтобы зрители вставали.

И публика действительно аплодирует стоя. Заслужили.



ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter