Поклонники Людмилы Гурченко отметят день рождения любимой актрисы в ноябре

Аплодисменты!

Людмила Гурченко — феномен в искусстве: кинодива, певица, композитор, режиссер, писатель… С годами талант актрисы не блекнул, наоборот, являл нам все новые и новые изысканные грани. Вся ее жизнь была посвящена высокому служению кино и сцене. 12 ноября — день рождения истинно народной артистки СССР. Дата хоть и не круглая, но такие личности достойны широкого внимания не только в юбилейные дни.

Фото БЕЛТА

Закулисное детство

Родилась будущая актриса 12 ноября 1935 года в Харькове в семье Марка Гурченко (Гурченкова) и Елены Симоновой-Гурченко, которые работали в Харьковской филармонии. Марк Гаврилович был профессиональным музыкантом — играл на баяне, пел на утренниках и праздниках, а супруга ему помогала. Человек яркий, открытый и крайне эмоциональный, он сильно влиял на дочь, которую воспитывал в атмосфере взаимопонимания, сотворчества и восхищения. Нередко родители брали Люсю с собой на концерты, поэтому с тем, что происходило на сцене и за кулисами, она была хорошо знакома с детства.

Когда началась война, Марк Гаврилович, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, ушел на фронт. Шестилетняя Люся с матерью оказалась в оккупированном немцами Харькове. В 1944 году она поступила в музыкальную школу имени Бетховена.

В одну воду дважды

Многим режиссерам представлялось слишком соблазнительным повторить успех музыкального киношедевра Эльдара Рязанова. Гурченко стали предлагать «клоны» Леночки Крыловой. Так, в картине «Девушка с гитарой» она сыграла продавщицу музыкального магазина Таню Федосову. Этот фильм посмотрели больше 30 миллионов зрителей, но популярным он не стал. А еще в одной комедии Рязанова «Человек ниоткуда», снятой в 1961 году и подвергнутой критике с высоких трибун, сыграла еще одну Леночку, в которую были влюблены герои Юрия Яковлева и Анатолия Папанова.

С 1959 по 1969 год с участием Гурченко вышли картины «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротители велосипедов», «Нет и да», «Белый взрыв», «Женитьба Бальзаминова». Актриса стремилась к разнообразию образов, сыграв в лентах «Балтийское небо», «Рабочий поселок», «Дача», «Тень», «Табачный капитан», «Дети Ванюшина».

«Старые стены» помогли

Переломным в кинокарьере Гурченко стал фильм Виктора Трегубовича «Старые стены», в котором она сыграла в пронзительном дуэте с Арменом Джигарханяном. В водевиле «Соломенная шляпка» снова блеснула в любимом музыкальном жанре в тандеме с Андреем Мироновым. Новаторскими для своего времени выглядели и работы режиссера Евгения Гинзбурга с участием Гурченко на советском телевидении — «Волшебный фонарь» и музыкальные ревю из серии «Бенефисов».

Драма «Двадцать дней без войны» Алексея Германа показала зрителям совершенно иную Гурченко, хотя съемки и общение с режиссером проходили непросто. О своем партнере Юрии Никулине актриса написала так: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую снимали почти два года». (Стоит отметить особый литературный дар Гурченко — о перипетиях творчества и судьбы она подробно рассказала в своих замечательных книгах.)

На съемках сказки «Мама» актриса получила серьезную травму: закрытый перелом правой ноги со смещением грозил инвалидностью, кость собирали по кусочкам из 19 осколков. Только после многолетних тренировок и упражнений Людмила Марковна смогла ходить на шпильках.

Высший пилотаж

Ей как-то по-особенному удавались ретророли. В драме «Вторая попытка Виктора Крохина» по сценарию Эдуарда Володарского Гурченко сыграла Любу Крохину — мать боксера Виктора. Однако фильм, снятый в 1977 году, был положен на полку и вышел только в 1987-м.

Совершенно разные по решению камерные «Пять вечеров» Никиты Михалкова и масштабная «Сибириада» Андрея Кончаловского подарили актрисе две яркие роли — Тамару Васильевну и Таю Соломину. В экранизации пьесы Бернарда Шоу «Идеальный муж» исполнила роль мисс Лоры Чивли.

Сложно проходили и съемки комедийной мелодрамы «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского. «Режиссеру казалось, что я играю слишком драматично, все же это комедия, — писала Гурченко. — А мне ничего смешного в том, что женщина оказывается обманутой, не виделось».

Своеобразной исповедью для нее стала роль актрисы Леры Гончаровой в фильме «Аплодисменты, аплодисменты…», поставленном Виктором Бутурлиным по сценарию Виктора Мережко. (До этого были картины «Уходя — уходи» и «Полеты во сне и наяву» по его сценариям.)

Настоящая народная любовь выпала на долю картин «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова и «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.

Триумф «Карнавальной ночи»

В 1953 году после окончания школы Людмила Гурченко поехала в Москву, где поступила во ВГИК в мастерскую прославленных мастеров Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Окончила институт в 1958-м, но за два года до этого, еще будучи студенткой, дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды». В том же году на экраны вышла новогодняя комедия молодого режиссера Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». В ней Людмила Гурченко сыграла главную роль Леночки Крыловой. Блестящий актерский ансамбль, в который вошли Игорь Ильинский, Юрий Беляев, Сергей Филиппов, работал азартно и весело. Несмотря на то что, по воспоминаниям Рязанова, на предварительном показе режиссер Сергей Юткевич назвал фильм чудовищной пошлятиной, искрометную комедию поддержали Иван Пырьев и Михаил Ромм. Именно Пырьев настоял на кандидатуре Гурченко для роли Крыловой.

Пестрые сумерки жизни

Сразу несколько работ связывают Гурченко с киностудией «Беларусьфильм». В телевизионном фильме Леонида Белозоровича «Белые одежды» по роману Владимира Дудинцева она сыграла популярную в прошлом актрису оперетты Антонину Туманову. Украсила актриса своим появлением и картину режиссера Виталия Дудина «Прощальные гастроли», телефильм Юрия Елхова «Прости нас, мачеха Россия».

«В последнее время Минск все больше расцветает, — признавалась Людмила Марковна. — Я безумно люблю Минск, и когда снималась в картине «Прости нас, мачеха Россия» вместе с Юозасом Будрайтисом, каждое воскресенье ездила в Хатынь. Мне это нужно было. Мне нужно было воспроизвести свое военное детство…»


В 2010 году во внеконкурсной программе Минского международного кинофестиваля «Лістапад» была представлена единственная режиссерская работа Гурченко — фильм «Пестрые сумерки», снятый совместно с Дмитрием Коробкиным. Основой для картины стала история гениального слепого пианиста Олега Аккуратова.

Приезжала Людмила Марковна в качестве гостьи и на «Славянский базар в Витебске». А во Дворце Республики в Минске ее можно было увидеть в спектакле «Бюро счастья».

Сама актриса в поисках счастья была замужем шесть раз. Первый брачный союз заключила с режиссером Василием Ордынским. Вторым ее мужем стал сценарист и историк Борис Андроникашвили — у них родилась дочь Маша. Третьим супругом был актер Александр Фадеев, четвертым — певец Иосиф Кобзон, пятым — музыкант Константин Купервейс. Шестой муж — продюсер Сергей Сенин — сегодня бережно хранит память о всенародной любимице, которая ушла из жизни 30 марта 2011 года, но осталась в наших сердцах навсегда.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

В день рождения Людмилы Гурченко телеканал «Беларусь 3» покажет музыкальную комедию Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки». 

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter