Нестареющая классика: 70 лет фильму «Укротительница тигров»

Ап! И тигры у ног моих сели…

Вот уж воистину: старая любовь не ржавеет, иначе как объяснить, что комедия 1954 года «Укротительница тигров» до сих пор пользуется народной любовью? То ли так завораживают большие полосатые хищники на экране, то ли привлекает образ главной героини — Лены Воронцовой (блистательный дебют Людмилы Касаткиной), сильной, смелой и независимой девушки, которой тесно в скромных рамках цирковой ассистентки, а еще теснее будет в амплуа домохозяйки. Она симпатична, эта юная и упорная девушка, которая идет к цели, несмотря на все препятствия, и добивается в итоге и профессиональных высот, и личного счастья. Нам ведь всегда нравились именно такие: которые и коня на скаку остановят, и не только в горящую избу — в клетку с тигром шагнут легко и непринужденно.


Съемки «Укротительницы тигров» начались на «Ленфильме» тогда, когда уже близилась к концу работа над картиной «Опасные тропы», где был задействован амурский тигр Пурш — подопечный отца советской дрессуры, укротителя Бориса Эдера. Решение продолжить «тигриную» тему приняли режиссеры Александр Ивановский (автор знаменитого фильма‑оперетты «Сильва») и Надежда Кошеверова — «мама» всенародно любимой «Золушки».  
У «Укротительницы тигров» изначально была счастливая судьба — от задумки и до воплощения никто не ставил режиссерам палки в колеса. 
Дрессировщики и хищники в распоряжении киностудии были, а поскольку «Ленфильм» в те годы был флагманом по внедрению новаторских методов, спецэффектов и комбинированной съемки, то и препятствий к тому, чтобы объединить в одном кадре опасных животных и актеров, не имевших отношения к дрессуре, не существовало. И даже дублерша для героини — начинающая дрессировщица Маргарита Назарова — уже имелась: она уже успела показать профессио­нализм, дублируя в «Опасных тропах» Лидию Юдину.



Напомним сюжет: выросшая за кулисами молоденькая Лена убирает клетки с тиграми и мечтает сама стать укротительницей, споря с маститым дрессировщиком Казимиром Алмазовым, а в это время в цирк устраивается на работу известный спортсмен‑мотогонщик Ермолаев — звезда и знаменитость… Тут и незатейливая любовная линия с непременным соперничеством за завидного жениха с артисткой кордебалета Оленькой, и стремление Лены не довольствоваться ролями второго плана, и ее друг детства — искренний и наивный Петя Мокин, который мечтает на ней жениться. 

На роль звездного гонщика Ермолаева режиссеры пригласили кумира подростков и мечту всех женщин СССР Павла Кадочникова — трижды лауреат Сталинской премии, признанный мастер романтико‑героических ролей (за плечами у Кадочникова уже были главные роли в «Робинзоне Крузо», «Подвиге разведчика» и «Повести о настоящем человеке») согласился сняться в комедии, которая обещала раскрыть его с совершенно новой стороны. Кроме того, актер всерьез настроился на работу с тиграми — ему было интересно. В пару ему искали молоденькую актрису, выбор пал на Людмилу Касаткину, игравшую в театре Советской армии. Она вспоминала: «Режиссеры Надежда Кошеверова и Александр Ивановский, посмотрев меня в спектакле, пришли за кулисы и сказали, что хотят предложить мне кинопробу на роль укротительницы тигров. «Что вы, меня не утвердят! — возразила я. — Я для кино не гожусь: у меня круглое лицо, небольшой рост». «Нет, приезжайте, у вас есть шанс». Как оказалось, они искали героиню, которая бы имела «цирковое» лицо. Как у меня. Круглое и смешное... Десять минут длилась сцена, которую мы играли с замечательным актером Павлом Кадочниковым. Мы импровизировали. Когда мне показали, как я выгляжу на экране, то я расплакалась. Я себе так не понравилась! Какая‑то простая, грубая, неинтересная…» Девушка уехала в Москву расстроенная, несмотря на то что Кошеверова ее успокаивала. Жаловалась маме: «Что мне делать дальше с таким лицом?», на что мудрая женщина невозмутимо ответила: «Донашивать». А потом пришло известие: ее утвердили на роль!


Почти весь актерский состав фильма был молодым — это был кинодебют не только для Касаткиной, но и для Нины Ургант, сыгравшей ее соперницу Олечку, а также для Леонида Быкова, которому досталась роль Пети Мокина. 

Быков волновался и переживал больше всех, но играл настолько убедительно, что после выхода картины актрису завалили письмами — как могла она (вернее, ее героиня) выбрать в фильме Ермолаева, а не хорошего парня Петю, который так ее любит! К слову, перед обаянием Касаткиной в жизни мало кто мог устоять, как бы она сама по молодости ни жаловалась на «не­удачную» внешность: в нее были влюблены все мужчины съемочной группы, пал жертвой чувств к молодой актрисе и Кадочников. Однако Касаткина обожала своего мужа, режиссера Сергея Колосова, и это чувство пронесла через всю жизнь. Актриса часто повторяла: «У меня в жизни все в единственном числе: один муж, один сын, один театр, одна семья».
Талантливую молодежь в кадре оттеняли настоящие мастера: Сергей Филиппов, две королевы эпизодов — Татьяна Пельтцер и «ленинградская Раневская», звезда оперетты, великолепная комическая актриса Гликерия Богданова‑Чеснокова, для которой роль матери Олечки стала первой заметной работой в кино. Дрессировщик Борис Эдер снялся в роли учителя Лены Воронцовой — укротителя Телегина.
Но, конечно, самыми главными на съемках были тигры. Готовил их Эдер, но работать с ними должна была Маргарита Назарова — девушка мечтала о собственном номере, киносъемки стали важным шагом на этом пути. Главным актером был назначен Пурш — тигр отличался миролюбивым характером и обладал артистическим дарованием. Все трюки с тиграми делала Назарова, так как Людмила Касаткина сперва боялась подходить к хищникам. К финалу съемок свой страх она преодолела, чтобы кормить Пурша мясом и трепать его за уши, однако для серьезной работы с хищниками уже было поздно — о чем, кстати, Эдер сожалел: по его мнению, из Касаткиной вышла бы отличная дрессировщица. Актриса и ее цирковая дублерша отличались ростом и фигурой, именно поэтому у Лены Воронцовой в фильме мешковатый сценический костюм со штанами‑галифе: Назарова была выше и более худощава, это требовалось скрыть. И даже фирменную родинку дрессировщицы при съемках заклеивали.


Актер Константин Сорокин, игравший роль циркового бухгалтера, к хищникам подходить отказался наотрез. В сцене, где он обходит на цыпочках лежащего на диване тигра, ему обещали комбинированные съемки: мол, тигра снимем отдельно, вы сыграете тоже отдельно, мастера спецэффектов «соберут» эпизод. И только выйдя на площадку, артист обнаружил, что Пурш тут как тут, лениво разлегся на мягкой мебели — оттого крадущаяся походка бухгалтера в кадре такая убедительная. Сорокин действительно перепугался, а потом долго смеялся и благодарил съемочную группу за этот обман: сцена была успешно снята с одного дубля.

А вот Кадочников больших кошек не боялся изначально. Во время съемки сцены, когда он застает тигра в кабинете директора цирка и прячется от него за дверью, Пурш игриво бросался в погоню за актером, Кадочников придерживал дверь, волнующийся Эдер требовал, чтобы артист держал голову подальше — мало ли, хищник случайно травмирует лицо звезды, а оператор, наоборот, кричал: «Кадочников, голову ближе к тигру! Вы выходите из кадра!» 


Наутро после премьеры Людмила Касаткина проснулась знаменитой. «Укротительница тигров» заняла 2‑е место в советском прокате по итогам 1955 года: фильм посмотрели 36,7 миллиона зрителей. 
Что касается Маргариты Назаровой, то ей Борис Эдер предложил то, о чем она, подобно Лене Воронцовой, мечтала: перенести ее собственный подготовленный для фильма номер на цирковую сцену. 
Так началась успешная карьера Назаровой в цирке, а в 1961 году она таки попала на большой экран уже не скромной дублершей, а главной героиней, сыграв буфетчицу Марианну в еще одном мегапопулярном фильме с участием тигров — «Полосатый рейс». Ведь ансамбль из огромных хищных кошек и бесстрашной красавицы блондинки просто обречен на успех и всенародную любовь.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter