Съемки «Укротительницы тигров» начались на «Ленфильме» тогда, когда уже близилась к концу работа над картиной «Опасные тропы», где был задействован амурский тигр Пурш — подопечный отца советской дрессуры, укротителя Бориса Эдера. Решение продолжить «тигриную» тему приняли режиссеры Александр Ивановский (автор знаменитого фильма‑оперетты «Сильва») и Надежда Кошеверова — «мама» всенародно любимой «Золушки».
У «Укротительницы тигров» изначально была счастливая судьба — от задумки и до воплощения никто не ставил режиссерам палки в колеса.Дрессировщики и хищники в распоряжении киностудии были, а поскольку «Ленфильм» в те годы был флагманом по внедрению новаторских методов, спецэффектов и комбинированной съемки, то и препятствий к тому, чтобы объединить в одном кадре опасных животных и актеров, не имевших отношения к дрессуре, не существовало. И даже дублерша для героини — начинающая дрессировщица Маргарита Назарова — уже имелась: она уже успела показать профессионализм, дублируя в «Опасных тропах» Лидию Юдину.
Напомним сюжет: выросшая за кулисами молоденькая Лена убирает клетки с тиграми и мечтает сама стать укротительницей, споря с маститым дрессировщиком Казимиром Алмазовым, а в это время в цирк устраивается на работу известный спортсмен‑мотогонщик Ермолаев — звезда и знаменитость… Тут и незатейливая любовная линия с непременным соперничеством за завидного жениха с артисткой кордебалета Оленькой, и стремление Лены не довольствоваться ролями второго плана, и ее друг детства — искренний и наивный Петя Мокин, который мечтает на ней жениться.
На роль звездного гонщика Ермолаева режиссеры пригласили кумира подростков и мечту всех женщин СССР Павла Кадочникова — трижды лауреат Сталинской премии, признанный мастер романтико‑героических ролей (за плечами у Кадочникова уже были главные роли в «Робинзоне Крузо», «Подвиге разведчика» и «Повести о настоящем человеке») согласился сняться в комедии, которая обещала раскрыть его с совершенно новой стороны. Кроме того, актер всерьез настроился на работу с тиграми — ему было интересно. В пару ему искали молоденькую актрису, выбор пал на Людмилу Касаткину, игравшую в театре Советской армии. Она вспоминала: «Режиссеры Надежда Кошеверова и Александр Ивановский, посмотрев меня в спектакле, пришли за кулисы и сказали, что хотят предложить мне кинопробу на роль укротительницы тигров. «Что вы, меня не утвердят! — возразила я. — Я для кино не гожусь: у меня круглое лицо, небольшой рост». «Нет, приезжайте, у вас есть шанс». Как оказалось, они искали героиню, которая бы имела «цирковое» лицо. Как у меня. Круглое и смешное... Десять минут длилась сцена, которую мы играли с замечательным актером Павлом Кадочниковым. Мы импровизировали. Когда мне показали, как я выгляжу на экране, то я расплакалась. Я себе так не понравилась! Какая‑то простая, грубая, неинтересная…» Девушка уехала в Москву расстроенная, несмотря на то что Кошеверова ее успокаивала. Жаловалась маме: «Что мне делать дальше с таким лицом?», на что мудрая женщина невозмутимо ответила: «Донашивать». А потом пришло известие: ее утвердили на роль!
Почти весь актерский состав фильма был молодым — это был кинодебют не только для Касаткиной, но и для Нины Ургант, сыгравшей ее соперницу Олечку, а также для Леонида Быкова, которому досталась роль Пети Мокина.
Быков волновался и переживал больше всех, но играл настолько убедительно, что после выхода картины актрису завалили письмами — как могла она (вернее, ее героиня) выбрать в фильме Ермолаева, а не хорошего парня Петю, который так ее любит! К слову, перед обаянием Касаткиной в жизни мало кто мог устоять, как бы она сама по молодости ни жаловалась на «неудачную» внешность: в нее были влюблены все мужчины съемочной группы, пал жертвой чувств к молодой актрисе и Кадочников. Однако Касаткина обожала своего мужа, режиссера Сергея Колосова, и это чувство пронесла через всю жизнь. Актриса часто повторяла: «У меня в жизни все в единственном числе: один муж, один сын, один театр, одна семья».
Талантливую молодежь в кадре оттеняли настоящие мастера: Сергей Филиппов, две королевы эпизодов — Татьяна Пельтцер и «ленинградская Раневская», звезда оперетты, великолепная комическая актриса Гликерия Богданова‑Чеснокова, для которой роль матери Олечки стала первой заметной работой в кино. Дрессировщик Борис Эдер снялся в роли учителя Лены Воронцовой — укротителя Телегина.Но, конечно, самыми главными на съемках были тигры. Готовил их Эдер, но работать с ними должна была Маргарита Назарова — девушка мечтала о собственном номере, киносъемки стали важным шагом на этом пути. Главным актером был назначен Пурш — тигр отличался миролюбивым характером и обладал артистическим дарованием. Все трюки с тиграми делала Назарова, так как Людмила Касаткина сперва боялась подходить к хищникам. К финалу съемок свой страх она преодолела, чтобы кормить Пурша мясом и трепать его за уши, однако для серьезной работы с хищниками уже было поздно — о чем, кстати, Эдер сожалел: по его мнению, из Касаткиной вышла бы отличная дрессировщица. Актриса и ее цирковая дублерша отличались ростом и фигурой, именно поэтому у Лены Воронцовой в фильме мешковатый сценический костюм со штанами‑галифе: Назарова была выше и более худощава, это требовалось скрыть. И даже фирменную родинку дрессировщицы при съемках заклеивали.
Актер Константин Сорокин, игравший роль циркового бухгалтера, к хищникам подходить отказался наотрез. В сцене, где он обходит на цыпочках лежащего на диване тигра, ему обещали комбинированные съемки: мол, тигра снимем отдельно, вы сыграете тоже отдельно, мастера спецэффектов «соберут» эпизод. И только выйдя на площадку, артист обнаружил, что Пурш тут как тут, лениво разлегся на мягкой мебели — оттого крадущаяся походка бухгалтера в кадре такая убедительная. Сорокин действительно перепугался, а потом долго смеялся и благодарил съемочную группу за этот обман: сцена была успешно снята с одного дубля.
А вот Кадочников больших кошек не боялся изначально. Во время съемки сцены, когда он застает тигра в кабинете директора цирка и прячется от него за дверью, Пурш игриво бросался в погоню за актером, Кадочников придерживал дверь, волнующийся Эдер требовал, чтобы артист держал голову подальше — мало ли, хищник случайно травмирует лицо звезды, а оператор, наоборот, кричал: «Кадочников, голову ближе к тигру! Вы выходите из кадра!»
Наутро после премьеры Людмила Касаткина проснулась знаменитой. «Укротительница тигров» заняла 2‑е место в советском прокате по итогам 1955 года: фильм посмотрели 36,7 миллиона зрителей.Что касается Маргариты Назаровой, то ей Борис Эдер предложил то, о чем она, подобно Лене Воронцовой, мечтала: перенести ее собственный подготовленный для фильма номер на цирковую сцену.
Так началась успешная карьера Назаровой в цирке, а в 1961 году она таки попала на большой экран уже не скромной дублершей, а главной героиней, сыграв буфетчицу Марианну в еще одном мегапопулярном фильме с участием тигров — «Полосатый рейс». Ведь ансамбль из огромных хищных кошек и бесстрашной красавицы блондинки просто обречен на успех и всенародную любовь.
ovsepyan@sb.by