Анжелика Борис.— Начну с того, что я родилась и выросла буквально в нескольких километрах от государственной границы — в деревне Гребени Гродненского района. Окончила белорусскоязычную школу (к слову, с серебряной медалью!) в Подлипках, университет в Белостоке. Долгое время живу в Гродно. Постоянно общалась с разными категориями людей на трех языках — белорусском, польском и русском.
Надо сказать, что в Беларуси никто и никогда не делил людей по национальностям и вероисповеданию. И сейчас не делит! Наоборот, я часто с умилением наблюдаю, как семья из четырех человек идет в воскресенье на службу. У храмов на время разделяются: папа и сын идут в церковь, а мама и дочь — в костел. А потом так же дружно вместе возвращаются домой. Да у нас здесь большинство браков межнациональные!..— Люди в приграничье всегда жили дружно, ходили и ездили друг к другу в гости. Наверняка вам и в страшном сне не могло привидеться, что когда‑нибудь Польша закроет границы…
— Это очень верное сравнение. Навещали друг друга, встречались, женились. У нас же общие корни — история, культура, много похожих национальных блюд. И языки славянские, родственные… Всегда друг друга понимали, а теперь… Есть такое выражение в Библии: «Время разбрасывать камни и время их собирать». Лично мне кажется, что сейчас наступило время их собирать. А ключевое слово здесь — контакты. Без простых человеческих контактов между представителями соседних стран невозможно развивать экономику. Очень страдает частный бизнес, в Польше из‑за закрытия госграницы и введения санкций обанкротилось множество фирм.
— Санкции — не выход…
— Выражу свое личное мнение: я категорически против санкций. Они вредят не столько тем, против кого их ввели, но и тем, кто их инициирует и вводит.
А о границах выражусь так: они должны объединять, а не разъединять людей. И от простых граждан я ни разу не слышала, чтобы кто‑то радовался их закрытию.— При этом страдает не только экономика.
— Совершенно верно! Увы, по живому рвутся и культурные связи, которые налаживались столько лет… Может быть, повторюсь: больше всего страдают не власти, а простые люди. Вот взять мою маму. Ей 79 лет. Всю жизнь она ездила в Польшу как домой. А теперь в силу логистики (большой крюк через Брест) это не получается.
— Каким словом вы опишете ваши чувства из‑за этого?
— Думаю, что здесь подойдет любой из этих глаголов: не понимаю, недоумеваю, переживаю, страдаю… Хочется… Как бы подыскать нужное и точное слово? А‑а‑а, здравомыслия!
— Совсем скоро наступит католическое Рождество. Многие белорусы и поляки традиционно едут друг к другу за покупками к празднику. Ваш прогноз: польские власти откроют к тому времени границу?
— Это очень актуальный вопрос! О том же постоянно спрашивают немецкие, литовские, английские поляки. А мы, представители большой диаспоры белорусских поляков, очень на это надеемся и постоянно просим руководство Польши поднять шлагбаумы. Разум должен возобладать! Между государствами могут, точно так же, как и в семье, периодически возникать разногласия, споры и ссоры, однако все они должны решаться спокойно, в ходе взвешенного диалога. Так и географические соседи должны наконец‑то сделать нам шаг навстречу. Каждая, даже самая сложная политическая ситуация рано или поздно разрешается. Это показывает и ход мировой истории.
Люди прежде всего хотят мира и взаимопонимания. Страны — это звучит громко и немного абстрактно. А люди — это конкретика, нельзя резать их дружеские, деловые и родственные отношения по живому.У многих из тех, кто проживает в Польше, могилы предков здесь. Извините, может, говорю несколько сумбурно, но… В общем, точки соприкосновения на самом верху власти обязательно найдутся. Я на это надеюсь и искренне верю.
— Злые языки утверждают, что в Беларуси есть какое‑то притеснение этнических поляков.
— Я к таким не прислушиваюсь! Все костелы открыты, строятся новые. Службы там идут и на польском языке. Дети также изучают польский язык, никто не запрещает нам проводить национальные обряды, многочисленные мероприятия. Мы такие же граждане, как остальные. Далее. В Беларусь охотно едут туристы из Польши, в том числе по безвизу. Они здесь отдыхают, получают какие‑то медицинские услуги, путешествуют по красивой ухоженной стране.
— Ваш сегодняшний день — это школа польского языка «Полоника плюс».
— Отдельной строкой хочу поблагодарить руководство Беларуси, которое дает возможность этническим полякам, как и представителям всех других национальностей и народностей (а их больше 100!), сохранять свою идентичность. Сейчас у нас более 400 детей, которые изучают польский язык. А по всей стране их свыше 3000. Скажу также, что все планы и программу обучения мы согласовываем с отделом образования Гродненского горисполкома. Это нормальная практика. Говорю вам в том числе как педагог по образованию.
— И еще один вопрос напоследок. Ваши ближайшие планы?
— В воскресенье, 16 ноября, в 17:00 пройдет большое мероприятие в Минске. В начале праздничного концерта (11 ноября — День независимости Польши) наши дети будут петь гимн. А точнее — гимны. Сперва несколько строчек из польского, а потом плавный переход на Государственный гимн Беларуси. Такие акции проходят во многих странах мира. Так что мы не исключение.
kozyrev@sb.by