История одной фотографии. О чем мечтала Анюта, и сбылись ли ее грезы 7 лет спустя?

Анютины рассветы

Небольшая деревушка Бабиничи Слонимского района утопает в садах. Нет двора, где бы в этом году не гнулись от изобилия плодов ветки. Нашего собственного корреспондента сюда привела история одного снимка, сделанного гродненской фотохудожницей Наталией Дорош семь лет назад в день празднования Яблочного Спаса. На нем запечатлена местная девочка Анюта Болсун: кажется, что огромные голубые глаза ребенка вобрали в себя чистоту летнего неба.


— Я увидела девочку в платочке с яблоками в руках, она вышла из церкви после службы. Был солнечный августовский день, казалось, что она и сама несет свет. Так появился снимок, который очень дорог мне, — рассказала Наталия Ивановна.

О чем мечтала Анюта, сбылись ли ее грезы?

В предвкушении встречи с семнадцатилетней девушкой иду по деревенской улице. Кстати, эта улочка одна на все Бабиничи. С выстроившимися по обе стороны домами с одной стороны соседствует луг, с другой — лес. Деревушка, которая вполне подходит под обидное определение «бесперспективная», сразу подкупает своей естественной тишиной и самобытным колоритом. Понимаю, почему сюда тянет творческую Наталию Дорош.


— Я люблю бабиничские просторы, местных искренних людей, здесь сделана целая серия снимков, — рассказала мне фотохудожница.

Дом семьи Болсун выделяется своей ухоженностью: сразу видно, что здесь живут настоящие хозяева. Анюту, встречающую у порога, узнаю сразу — ее глаза не спутаешь с другими.

Мама Светлана Степановна знакомит с семьей:

— Аня у нас старшая, вот это выглядывает из комнаты младший брат Максим, сестра Таня, отца, к сожалению, нет дома — он у нас предприниматель, занимается грузоперевозками, а я работаю на ферме телятницей.

Интересна история знакомства родителей Ани. Виталий вместе с семьей переехал в здешние места с Гомельщины, когда ему было 12 лет. Чернобыльская беда заставила их оставить свой дом, родную деревню и спасаться от радиации на Слонимщине. Виталик был на год старше местной девочки Светы, учились в одной школе, а заметили друг друга, уже будучи взрослыми — на дискотеке в местном клубе. После свадьбы решили никуда из Бабиничей не уезжать, купили здесь дом и зажили полноценной деревенской жизнью.


Дом семьи Болсун.

— У нас, как положено, есть подсобное хозяйство, вон там за кукурузным полем — сотки. Уже и сад, который мы молодыми посадили, плодоносит. Без работы в деревне скучно, но это не про нашу семью, и детей в труде растим, на старшую Аню с детства была возложена ответственность за младших, она у нас еще крохой могла и по хозяйству управиться, — рассказывает Светлана Степановна.


— Я деревенская и не сторонюсь этого, люблю свои Бабиничи, считаю, что и здесь можно быть счастливыми, родители тому пример, — поддерживает разговор Анюта.

— И никогда не мечтала уехать в город?

— Уехать придется, поскольку поступила в Гомельский технический университет, буду инженером. А как там дальше сложится, жизнь покажет, — философски рассуждает Аня.

— На бюджетное отделение прошла, это такая радость для семьи, — не скрывает гордости за дочь мама.

Даже первого знакомства достаточно, чтобы понять, что Анюта выросла серьезной девушкой. Мы гуляем по деревне и беседуем про жизнь:

— Главное, конечно, это семья, дети. Но я пока не встретила свою половинку, да и рано еще, — откровенничает семнадцатилетняя Аня. Я рада, что у меня будет студенчество, о котором, конечно, мечтала.



А вот и старый сад, где семь лет назад был сделан снимок. Стоявшей посреди него церквушки, точнее, приспособленного под нее помещения, уже нет. Службы проходят в отреставрированном храме в соседней деревне.

— А помнишь, как тебя фотографировала Наталия Ивановна? — спрашиваю у Анюты.

— Помню, я тогда с прабабушкой в церкви была. К счастью, она жива, несмотря на свои восемьдесят девять лет, энергией любого зарядит.

Идем знакомиться с прабабушкой. Софья Федоровна выходит во двор, опираясь на палочку, но, обрадовавшись гостям, вскоре забывает, что оставила ее у скамейки, с радостью показывает свой дом, где живет вместе с дочерью и зятем.



— Анечка у меня первая правнучка, хорошая выросла девочка, светлая, послушная, — дает свою характеристику.

Кстати, глубокими голубыми глазами Анюта в прабабушку удалась.

Разговор поддерживает бабушка Надежда Васильевна:

— Появление на свет Анечки стало для меня самым важным подарком в жизни, внучечка ведь родилась в один день со мной — 3 ноября.

Она вспоминает и о тяжелых моментах жизни:

— В 90–м нас сорвала с родных мест чернобыльская беда. Пришлось бросить все нажитое, оставить дом, работу и уехать из зоны отселения. Сейчас даже нашей деревни Морозовки в Добрушском районе нет. Хорошо, что в Бабиничах прижились, сами живы, и внуки родились здоровыми.

Яблочный год. Анна с прабабушкой Софьей Федоровной, сестрой Татьяной и мамой Светланой.  


Кстати, Надежда Васильевна много лет заведовала фермой, ее супруг Виктор Николаевич работал механизатором, местные жители эту приезжую семью полешуков уважают.

За братом Максимом не угнаться!   

Хорошо летом в деревне:  брат Максим (справа) с другом.

Символично, что на Гомельщину, где родовые корни, возвращается Анюта. Девушка, сохранившая свою детскую чистоту, делится осознанным жизненным смыслом:

— Главное, где бы ты ни был, остаться собой, видеть мир светлым, тогда и он ответит тем же — так мне прабабушка всегда говорила. Кстати, 19 августа — Яблочный Спас, мы обязательно с ней вместе пойдем в храм.

У домашнего питомца много нежных рук:  Анна с сестрой Татьяной.

А Софья Федоровна, провожая нас, по исконной традиции перекрестила на дорожку.



semenova@sb.by

Фото автора и Сергея ЛОЗЮКА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter