Источник: Знамя юности
Знамя юности

Антон Шагин: на съемках сказки мне пришлось много фантазировать

На большие экраны вышел «Конек-горбунок» – фильм по мотивам сказки Петра Ершова. Роль Ивана-дурака в нем сыграл Антон Шагин, царь-девицу – Паулина Андреева. А сказочного Конька-горбунка озвучил Павел Деревянко, хоть в кадре и не появлялся. Актер Антон Шагин признался «Знаменке», что сниматься в сказке было интересно, но очень трудно!


– Антон, это ваш первый сказочный опыт?

– Да, это мой дебют. И сразу – Иван! Сначала он, как считают, например, его братья, дурак, а не принц на белом коне. Но мы‑то, зрители и читатели, знаем, что все не так. Иван разный. Он дурак, но условный, в кавычках. Просто не такой, как все. Это человек совершенно разных проявлений, но мне очень хотелось передать прежде всего его детскость. Он отличается своим наив­ным и чистым мировосприятием. Его порой, конечно, заносит. Но в итоге все равно к нему приходит осознание, в чем он виноват, что он слишком о себе возомнил.

– Вы в детстве любили сказку Ершова?

– Вы знаете, нет, в детстве она меня каким‑то непостижимым образом обошла. Я открыл ее для себя достаточно поздно. И конечно, сразу проникся: это замечательное произведение.

– В фильме текст не рифмованный, он переложен на прозу.

– Могу за себя как исполнителя сказать: для меня было бы счастьем произносить оригинальный текст: он поэтичный, метафоричный – прекрасный! Образец изящной словесности в одном из лучших ее проявлений. Но решение было продиктовано тем, что в сюжет Ершова добавлены некоторые сцены, усилены определенные сценарные моменты, например линия любви Ивана и царь-девицы. Но главное – в фильме есть та фантазия, которую заложил в сказку Петр Ершов.

Антон в образе Ивана (кадр из фильма)

– Своим детям вы сказку читали, они с ней знакомы. Премьеру ждут?

– Да, сказку знают, премьеру ждут с нетерпением, и вся моя семья даже приезжала на площадку. Картина снималась под Петербургом – был выстроен павиль­он, в котором разместили часть декораций. А в основном снимали на хромакее – зеленом фоне, на который потом графически добав­ляли чудесных существ и неве­роятные пейзажи.

– Как вам, театральному артисту, привыкшему работать на сцене в тесном партнерстве, снималось на фоне зеленой пустоты?

– Это было сложно, потому что все, на что я реагирую в кадре, нужно было дофантазировать. Например, на хромакее мне лазерной указкой отмечают точку, куда потом уронит свою слезу чудо-юдо рыба кит, и я должен это отыграть. От поворота головы и до подъема глаз все должно быть максимально точно! И дело еще в том, что компьютерщики, которые отвечают за визуальные эффекты, тоже вносили в дубли свои коррективы, условно говоря: «А давайте слеза будет падать чуть правее!» От этого процесс… утяжелялся.

Было сложно не только эмоционально, но и физически. Я «летал» на Коньке-горбунке, корытах, деревянных повозках – все это реализовывалось с помощью тросов, о которые руки стираются в одну секунду. А учтите, что снимали не один дубль, даже не два и не три! В общем, процесс очень энергозатратный.

Иван и Конек-горбунок (кадр из фильма)

Это были три месяца изнурительной работы, фантазийной, творческой, тяжелой – все, как мы любим. А на выходе получилась легкая и веселая сказка. И это верно: зритель, приходя в кинотеатр, не должен видеть всех сложностей, стоящих за волшебной историей. Вот так, побеждая себя, актеры удивляют других.

– В фильме Конек-горбунок – мультяшный. А с чем вы взаимодействовали на съемочной площадке? С точкой на стене?

– С куклой. Она была разных цветов. Но иногда подъезжал Паша Деревянко, и мне даже удалось посидеть на спине у прекрасного артиста и замечательного коллеги!  Знаете, чем дольше я разговаривал с куклой на съемочной площадке, тем больше радовался живым людям!

– Кроме игры в театре, съемок в кино, вы проводите поэтические вечера. Что каждый из выходов на эти разные сцены дает вам как артисту?

Антон и Вероника с детьми – Матвеем и Полиной
– Поэтический вечер «Антоновки» я играю по своим стихам и с музыкой Ильи Исаева – это мой шурин, заслуженный артист России. Я отправлял ему стихи, Илья писал музыку – и так родился часовой нон-стоп-концерт. Я выхожу на сцену с компьютером, оттуда на большой экран проецируется видеоряд, звучат мелодии, и я читаю подряд 53 своих стихотворения наизусть. Я тут исполнитель, режиссер и автор в одном лице – и это самое сложное! В театре есть точки опоры: мы можем спрятаться за партнеров, за текст, за мизан­сцены. Это не значит, что я так делаю, но существует сама возможность! В кино, театре я так или иначе играю роль и в образе этого персонажа могу быть разным: злым, добрым, хитрым… А в «Антоновках» выхожу в этом смысле абсолютно обнаженный, вывернутый наизнанку, такой, какой есть, ничего из себя не изображающий. Именно так получается самый честный диалог со зрителями. А после концерта я с публикой еще минут 40, а то и час беседую, мы обсуждаем стихи, роли, охотно отвечаю на вопросы, которые звучат из зала, и стараюсь быть откровенным. Это очень близкий контакт, здесь нет «четвертой стены», никаких посредников – такая встреча с публикой для меня абсолютно ценна и незаменима. Я получаю от таких встреч колоссальное удовольствие.

– В Instagram много фотографий ваших стихов – это прямо листки из блокнота. Вы всегда пишете стихи от руки, на бумаге?

– Иногда набрасываю заметки в телефоне, если под рукой бумаги нет. А в общем да, от руки мне удобнее.

– Что вдохновляет? Нужно какое‑то особое настроение, чтобы стих родился?

– В основном это происходит спонтанно, всплывают некоторые строчки, и по­чему‑то они просятся на бумагу. Ты их не записываешь, а они продолжают зудеть и требуют облечь их в форму. Стихи – это попытка сохранить себя и зафиксировать данный миг и порыв души. Я не жду вдохновения, мне кажется, его вообще не существует: надо садиться и работать. И в процессе уже завязывается игра слов, метафор, одно цепляется за другое и тянет за собой третье. Но вот что интересно: иногда на стихотворение нужна пара часов, а иног­да – несколько дней.

– Вышли уже два ваших поэтических сборника. Третий планируете?

– Да, сейчас над ним работаю, написана уже треть, в него войдут стихи и графические наброски. Не хочу называть их рисунками, потому что они не имеют отношения к художеству, а имеют отношение к моему секундному душевному порыву, но, кажется, могут быть интересны кому‑то еще!

– Антон, еще один ваш талант: вы делаете предметы домашнего обихода из дерева. Откуда это умение? Кто вас научил?

– Все из детства. Меня всему научил мой дед, это человек, который меня воспитал. Я никогда не знал отца, а мамы не стало, когда мне было 14 лет. Я прожил всю юность с дедом и бабушкой. Все, что умею делать руками, – от деда, потому что видел, как он всегда очень ловко и уверенно мастерил что‑то. Не скажу, что я достиг в столярном деле успеха, но мне это интересно. Для дочки смастерил табуреточку. Жене на юбилей свадьбы – толкушку для картошки. Я преподнес ее романтично: приклеил джинсовую петельку, за которую нужно вешать толкушку, и надел Веронике на безымянный палец. В общем, это было сделано с юмором, жена, разумеется, оценила. Вероника – удивительный человек, всегда меня во всем поддерживает, помогает. Мне очень повезло!

В проекте «Танцы со звездами» с Ульяной Максимкиной

– И еще один ваш талант недавно открылся поклонникам: вы участвуете в «Танцах со звездами». Партнерша вам досталась сильная: это чемпионка Европы, финалистка чемпионата мира по латиноамериканским танцам Ульяна Максимкина… Вы занимались хореографией раньше? И как оцениваете шансы на победу?

– Я только учусь, а тот опыт, который у меня был, незначителен, его даже опыто­м не назвать. Да, мне пре­подавали хореографию в театральном институте, но сцен­движение я любил больше. А если вы напомните фильм «Стиляги», то я отвечу: вряд ли мне поможет то, что было столько лет назад! По­тому и согласился участвовать: мне интересно научиться танцевать профессионально, хотя бы прикоснуться к этой сфере, потому что многих названий бальных танцев даже не слышал! В общем, посмотрим, что у нас с Ульяной получится на танцполе. А пока мы репетируем, пока разучиваю поддержки, танго, фокстрот и джайв, всех читателей приглашаю в кино – на сказку «Конек-горбунок»!

АНТОН ШАГИН

Родился: 2 апреля 1984 года в г. Кимры Тверской области

Семья: жена Вероника Исаева, актриса. Дети Матвей (13 лет) и Полина (7 лет)

Образование: окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: сыграл в трех десятках фильмов и сериалов, среди которых «Стиляги», «Прячься!», «Бесы», «В субботу», «Хождение по мукам», «Союз спасения», «Северный ветер», «Конек-горбунок». Выпустил два поэтических сборника: «Её: стихи» и «Антоновки»
Мария ПОНИМАТКИНА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото Sony Pictures Russia, Instagram.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter