Новое законодательство о санации способствует восстановлению стабильной работы проблемных предприятий

Антикризисное управление в новой реальности

С 1 октября этого года в силу вступил Закон № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». Главная суть документа заключается в понятии урегулирования проблемных вопросов и оздоровления предприятий. Почему назрела необходимость принятия нового закона и что принципиально изменилось? Об этом «Р» узнавала у председателя Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяны Рунец и директора департамента по санации и банкротству Минэкономики Юрия Тараканова.

Важное решение

Ключевая функция института урегулирования неплатежеспособности — обеспечить свое­временное восстановление стабильной работы предприятий, гарантируя тем самым «здоровье» нашей экономики, отмечает Юрий Тараканов:

— Беларусь оказалась дальновиднее многих стран, развивая активное участие государства в решении долговой проблемы предприятий. А сегодня многим нашим критикам пришлось кардинально отступить от рыночных принципов — вплоть до объявления моратория на применение банкротства. Отечественный механизм предупреждения банкротства постоянно уменьшал количество дел в судах: с 2019-го оно снизилось в три раза.

Тем не менее пришло время вывести ситуацию на новый качественный уровень, говорит председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец:

— Нередко случается, что из-за каких-то неверных шагов, неправильных расчетов, изменения конъюнктуры рынка и многих других экономических параметров хозяйствующий субъект может оказаться на грани банкротства. И здесь важно определить правила, позволяющие обеспечить максимальный баланс интересов всех участников: с одной стороны, хозяйствующих субъектов, с другой — государства и людей наемного труда. А для этого необходимо иметь качественное законодательство, которое бы и регулировало вопросы несостоятельности, и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

Именно поэтому в прошлом году был разработан, прошел тщательную проверку экспертами Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам, впоследствии принят и с 1 октября 2023-го вступил в силу Закон «Об урегулировании неплатежеспособности». Его нормы, отмечает глава профильной комиссии, направлены, во-первых, на стимулирование добровольного и свое­временного объявления субъектами хозяйствования своей несостоятельности, во-вторых, на увеличение возможностей сохранения бизнеса и восстановления платежеспособности и, в-третьих, на повышение гарантий возврата инвестиций и удовлетворения требований кредиторов.

Неприменение судебных процедур несостоятельности или банкротства к значимым предприятиям для экономики и общества — важное решение, убеждены эксперты. Тем самым обеспечивается безопасность страны, сохранение индустриального характера экономики и национального капитала в критичных сферах, обращает внимание Юрий Тараканов:

— Во исполнение закона утверждены новые правила диагностики финансового состояния предприятий, позволяющие обеспечить своевременное предупреждение о рисках угрозы банкротства для принятия предупредительных мер. Подробно регулируется процедура передачи активов, находящихся в исключительной собственности государства или относящихся к инфраструктуре, на баланс другого госпредприятия. Устанавливается обязательное участие представителя трудового коллектива в комитете кредиторов, что усиливает контроль «снизу» за действиями управляющего, отдельных кредиторов, а также защиту прав работников. Поступления средств от продажи залога в первую очередь распределяются на зарплаты, пенсионные взносы. Оставшаяся часть денег идет кредитору — за вычетом 20 процентов в пользу бюджета и судебных расходов. Впрочем, согласно закону суд может ограничить право на взыскание залога с предприятия для сохранения целостности производственного комплекса. Тем самым достигается баланс интересов общества и обеспеченного залогом кредитора.

Предприятия, затраты на поддержание которых превышают отдачу, подлежат «управляемой ликвидации». В экономическом смысле речь идет исключительно о ликвидации их неэффективности с сохранением бизнеса. Такие организации станут продаваться инвесторам либо передаваться кредиторам в счет погашения требований целиком в составе имущественного комплекса. При этом ликвидация должников без имущества (так называемый брошенный бизнес) будет финансироваться инициатором банкротства, а не за счет бюджета, как раньше.

В щадящем режиме

Сейчас в санации находятся 38 предприятий. Все они, сообщает Юрий Тараканов, закончат свою санацию по старому закону о несостоятельности и банкротстве, в том числе в сроки, установленные в соответствии с ним:

— Следует отметить, что предприятия «заходили» в санацию, обремененные значительным грузом проблем: высокая затратность, закредитованность, недостаточная конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Но вместе с тем более существенное влияние оказали и неблагоприятные внешние условия. Все это привело к несбалансированности финансовых потоков предприятий, еще большему увеличению долгового бремени, дефициту «оборотки», неспособности своевременно рассчитываться по своим обязательствам. В результате предприятия не могут нормально функционировать без господдержки, остаются крайне зависимыми от банковских кредитов, уровня процентных ставок в экономике.

В предусмотренных прежним законодательством сложных условиях реализации права на обращение в суд с абстрактным заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) отсутствовала уверенность в открытии именно санации. Для выполнения предписаний старого закона у предприятий, вынужденных долгое время накапливать неплатежеспособность, уходило до года, информирует Юрий Тараканов.

Сегодня весь массив данных по делам о несостоятельности сосредоточивается в Едином государственном реестре сведений о банкротстве. По словам специалиста, можно сказать, что благодаря этому сфера урегулирования неплатежеспособности уже находится в цифровой реальности:

— Семимильными шагами развивается электронная торговля активами неплатежеспособных предприятий. Уже апробированные на практике правила электронных аукционов (работающих как на повышение, так и на понижение цены) включены прямыми нормами в закон. Через механизм интеграции в Едином реестре электронных торговых площадок создан электронный рынок имущества банкротов. Все это призвано обеспечить решение одной из главных задач закона — минимизировать издержки рассмотрения дел о банкротстве, завершить в девятимесячный срок ликвидацию должников с приобретением активов новыми эффективными собственниками.


К слову, в новый документ включены нормы, стимулирующие предприятия обращаться в суд сразу за санацией при первых признаках кризисных явлений, обращает внимание Татьяна Рунец:

— На законодательном уровне стимулируются руководители предприятий, чтобы, не дожидаясь наступления непосредственно кризиса, они сами инициировали санацию, зайдя под защиту закона, в результате чего в отношении их предприятия замораживаются все долги (помимо пенсионного фонда и зарплаты), останавливаются штрафы, пени и проценты, отменяются принудительные и бесспорные взыскания.

Для таких предприятий закрепляется оптимальный максимальный срок санации в три года с возможным продлением на два года судом для восстановления платежеспособности или расчета с кредиторами, поясняет Юрий Тараканов. Если санированное предприятие по разным причинам не готово сразу вернуться на рынок, создается двухэтапность реабилитации в виде предоставления ему отсрочки на условиях мирового соглашения. В ходе санации предприятие будет работать в щадящем режиме. Он предусматривает мораторий на удовлетворение требований кредиторов, неприменение всех видов санкций, уменьшение процентной ставки за пользование замороженными средствами до 1/4 ставки рефинансирования и т.д. Эта процедура станет одним из важнейших инструментов антикризисного управления в экономике, подчеркивает эксперт:

— Санация — это своего рода экономическая «поликлиника». Поэтому законом обеспечивается своевременный уход под защиту от штрафов и пеней, «пока есть что спасать». Этим будет стимулироваться урегулирование неплатежеспособности на раннем этапе.

Повлиять на «гавани неэффективности»

На законодательном уровне усиливается ответственность руководителей местных органов власти за принятие мер по финансовому оздоровлению и предупреждению несостоятельности и банкротства, акцентирует Татьяна Рунец. Также вводится специальный порядок проведения процедур санации и ликвидации в госсекторе, обеспечивающий жесткий контроль со стороны госорганов. При этом Правительству предоставлены полномочия утверждать перечень предприятий, которые не могут быть подвержены банкротству: это предприятия военно-промышленного комплекса, энергетики, валообразующие — вне зависимости от формы собственности.

— Уже с 1 октября 2023-го местные органы власти могут по своей инициативе или ходатайству собственников организовывать преду­преждение банкротства частных предприятий и сопровождать весь процесс санации, — отмечает председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам.

Особое место в Законе «Об урегулировании неплатежеспособности» уделено защите трудовых коллективов.

— В бесспорном порядке с предприятий, находящихся в процессе ликвидации (банкротстве), станет взыскиваться задолженность перед пенсионным фондом и на выплату заработной платы коллективу. Осуществляться это будет за счет продажи залогового имущества. При этом оставшаяся часть средств от реализации направляется залоговому кредитору (за вычетом 20 процентов в пользу бюджета и на оплату судебных издержек). Закреплено в новом нормативном правовом акте и обязательное членство представителя работников в комитете кредиторов, — уточнила Татьяна Рунец.

На вопрос, нет ли опасений, что недобросовестные должники, кредиторы могут попытаться злоупотреблять правом на обращение в суд, Юрий Тараканов отвечает:

— Такие риски действительно есть. Именно поэтому для инициирования санации закон требует от предприятия составления ее предварительного плана, где описаны цели, задачи, сроки и механизмы, позволяющие восстановить платежеспособность, удовлетворить требования кредиторов, привлечь инвестиции, государственную поддержку, определить судьбу имущества, со сроками выполнения. При этом в плане должна содержаться информация об основных аспектах деятельности предприятия — обеспечение занятости, источники социальных выплат, эксплуатация опасных производственных объектов, передача непрофильных активов.

Решение проблемы недобросовестных заявлений о несостоятельности реализовано также с помощью четких критериев ее досрочного завершения, отмечает директор департамента по санации и банкротству:

— Экономический суд вправе по ходатайству кредиторов перевести санацию в ликвидацию. Основаниями для этого могут быть рост текущих платежей, превышение размера долга над стоимостью имущества, явное несоблюдение графика расчета по долгам и неосуществление основного вида деятельности. Новое полномочие налогового органа — бесспорно через полгода взыскивать накопленные текущие платежи в бюджет — призвано стать инструментом влияния на «гавани неэффективности» в виде длительных нерезультативных санаций.

Законом, поясняет Юрий Тараканов, установлен более жесткий в сравнении с существующим порядок инициирования кредиторами процедуры ликвидации для недопущения вовлечения наших заводов и фабрик в разбирательства, которые могут нарушить производственный процесс. Также обеспечен контроль министерств, концернов и исполкомов, которым подчинены предприятия либо за которыми осуществляется владельческий надзор за «входом» в банкротство.

— Для этого установлен минимальный размер долга для начала процедуры по требованию кредитора: в госсекторе — 1,1 миллиона рублей, в частном секторе — 18 тысяч рублей. Такой разумно сложный порядок инициирования внешнего управления предприятиями призван исключить подмену претензионно-исковой работы гораздо более затратными процедурами несостоятельности, стимулировать кредиторов находить компромиссы в поддержании платежной дисциплины с использованием гражданско-правовых инструментов, 
— подчеркивает директор департамента.

Говоря о еще одной важной новации документа — определении единого субъекта, выступающего от имени государства в качестве кредитора, специалист отмечает:

— От имени государства в процедурах санации и ликвидации сейчас выступает широкий круг субъектов: налоговики, таможенники, бюджетные органы, взыскатели по административным штрафам и так далее. Но в отличие от налоговых органов, являющихся системными кредиторами, иные госорганы, как правило, не владеют в должной мере знаниями и навыками работы с проблемными долгами в процедурах банкротства. Поэтому законом созданы условия для выработки и проведения единой госпозиции на всех этапах рассмотрения дел путем консолидации всех причитающихся государству платежей в налоговых органах.

По его словам, осуществлять упреждающий контроль за управляющими в каждом деле, не требующий специального администрирования, требовать от управляющих безупречного исполнения своих обязанностей, будут районные инспекции МНС.

— Оздоровление предприятий — единый процесс, задействующий правовые инструменты из других законов и даже отраслей права. В частности, в 2022-м Налоговый кодекс дополнен правом налоговых органов наряду с иными кредиторами заключать мировые соглашения об отсрочке платежей в ходе санации. Благодаря этому существенно повышается процессуальный статус единого государственного кредитора и возможности его влияния на ход процедуры в интересах сохранения предприятия как единого целого. Таким образом, для участников санации закон предоставляет максимум инструментов, способствующих выходу на рынок стабильно работающего предприятия, — резюмирует Юрий Тараканов.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА,

Вера АРТЕАГА

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter