Антикризисная дипломатия

Стратегические направления внутренней и внешней политики Беларуси остаются прежними То, что нынешний глобальный кризис неизбежно повлечет за собой перестройку экономических отношений и новую расстановку сил на геополитической арене, становится все более вероятным. И для Беларуси важно не упустить свой шанс, чтобы  занять свое «место под солнцем» в этом обновляющемся миропорядке, доказать свое право и способность быть независимым государством. Эта мысль стала, пожалуй, одной из ключевых на недавнем совещании главы белорусского государства с руководителями загранучреждений. Дипломаты сегодня не только политические представители белорусского государства за рубежом, но и проводники национальных экономических интересов. Стало быть, от их таланта и мудрости во многом зависит, какой предстанет Беларусь в глазах мирового сообщества в ближайшие годы. 

Стратегические направления внутренней и внешней политики Беларуси остаются прежними

То, что нынешний глобальный кризис неизбежно повлечет за собой перестройку экономических отношений и новую расстановку сил на геополитической арене, становится все более вероятным. И для Беларуси важно не упустить свой шанс, чтобы  занять свое «место под солнцем» в этом обновляющемся миропорядке, доказать свое право и способность быть независимым государством. Эта мысль стала, пожалуй, одной из ключевых на недавнем совещании главы белорусского государства с руководителями загранучреждений. Дипломаты сегодня не только политические представители белорусского государства за рубежом, но и проводники национальных экономических интересов. Стало быть, от их таланта и мудрости во многом зависит, какой предстанет Беларусь в глазах мирового сообщества в ближайшие годы. 

За последние полтора-два десятка лет фактически создана новая экономическая география мира. Государства, которые еще вчера не брали в расчет, сделали большой скачок в развитии, став, с одной стороны, конкурентами традиционных игроков на мировых рынках, с другой, желаемыми партнерами для стран, только недавно вставших на путь суверенитета.
Наряду с трансформацией экономического пространства изменилось и качество белорусской дипломатии. Важным инструментом ее стратегии стала диверсификация внешних связей. Беларусь пришла в ранее неизвестные для нее регионы, выстроив взаимовыгодные отношения с такими мощными странами, как Китай, Индия, Иран, Вьетнам, государства Персидского залива, Венесуэла. Изменилась и тональность разговора со странами Евросоюза и США. Диверсификация требует привлечения иностранного капитала в экономику страны. Оптимальным вариантом для Беларуси была бы комбинация капитала России, Запада и третьих стран, поэтому на инвестиционном фронте тоже отмечается перелом.
Однако у этой медали есть не только оборотная сторона, но и грани. Внешняя политика белорусского государства в последнее время вызвала массу спекуляций, особенно в контексте взаимоотношений с Россией и ЕС. Безусловно, каждая страна по законам жанра вправе иметь в Беларуси свои интересы. Но проблема в том, что при этом почему-то упускаются из виду собственно белорусские интересы. Как подчеркнул Александр Лукашенко, они-то как раз “самые законные и обоснованные, и мы их будем неукоснительно защищать и добиваться уважительного отношения к себе со стороны всех наших союзников и партнеров”.
Руководитель аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко отмечает, что все претензии к Беларуси  в этой связи надуманны и глупы. “Жизнь вообще, а тем более жизнь международная весьма динамична, – говорит политолог. – Поэтому естественно, что любая страна должна адекватно реагировать на мировые вызовы и развивать выгодные для себя связи”.
К сожалению, данная тема, похоже, становится все более модной среди некоторых российских журналистов. Из контекста выступлений белорусского лидера они выхватывают отдельные неполные цитаты, раздувая откровенно нелепые сценарии и прогнозы о будущем белорусско-российских отношений. Да, Александр Лукашенко действительно считает Союзное государство “долгостроем и незавершенным проектом”, однако данная цитата далеко не полная, потому как далее в оригинале следует, что оно при этом отнюдь “не провал и не утопия”.
 Если спросить простых россиян и белорусов, что они думают о союзной интеграции, то подавляющее большинство из них поднимут обе руки за дальнейшее сближение. И это необратимый процесс, потому что люди в повседневной жизни уже испытали на себе все преимущества союзного строительства и не желают возврата в начало
90-х годов. Да и факты говорят сами за себя. Несмотря на все кризисные явления, Беларусь по-прежнему сохраняет первое место в СНГ среди торговых партнеров России.
 “Беларусь считала и считает Россию своим главным союзником и заинтересована в укреплении ее экономического потенциала и международных позиций, – в очередной раз подчеркнул Александр Лукашенко. – Взаимодействие с Евросоюзом не может строиться в ущерб дружеским отношениям с Россией и наоборот. При этом важно понимать, что независимость Беларуси – это независимость от всех, не от кого-либо одного”. Президент выразил уверенность, что порядочные и искренние партнеры с обеих сторон поддержат этот выбор.
Ключевым направлением торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России остается развитие сборочных производств и кооперационных связей. Посол Беларуси в России Василий Долголев обратил внимание на развитие рынка запасных частей,  необходимость создавать концентрационные склады по запасным частям белорусской техники. Он предложил также максимально использовать экспортные  возможности малого и среднего бизнеса. Россия в последнее время усилила борьбу с нелегальным ввозом товаров, ликвидировала многие пути и каналы контрабанды, и белорусские предприятия должны этим воспользоваться. 
Стратегическим вопросом для белорусской экономики и главным направлением деятельности для отечественной дипломатии сегодня является расширение экономического присутствия Беларуси как в ближних, так и в самых отдаленных странах. Причем важно не столько продать произведенную продукцию, сколько произвести ту продукцию, которая будет востребована. Сделать это непросто, потому что на мировой арене в условиях жесткой конкуренции трудно рассчитывать на какие-то поблажки или безукоризненное соблюдение правил игры.
Необходимость более агрессивной внешнеэкономической деятельности обусловлена и открытостью белорусской экономики.
«В прошлом году мы поставляли товары в 139 государств, а покупали из 168 стран, – говорит заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий Гриц. – Удельный вес экспорта в ВВП составлял около 65 процентов, это вдвое больше, чем в среднем по всему миру. Белорусскую экономику отчасти можно назвать высокотехнологичной. Мы на экспорт поставляем около 90 процентов произведенных в стране тракторов, 79 процентов грузовых автомобилей, 80 процентов черных металлов, около 60 процентов холодильников и морозильников. Но чтобы продать на 100 долларов, мы должны в среднем 70 долларов потратить на покупку импортных комплектующих, энергоресурсов. При этом еще в прошлом году около половины экспортной выручки мы получали от продажи всего трех групп товаров – нефтепродуктов, калийных удобрений и продукции черной металлургии. Цены на эти товары в условиях мирового кризиса значительно упали. Что делать? Отходить от традиционного сырьевого экспорта и сконцентрировать усилия на развитии прорывных технологий, основательно браться за наукоемкое производство и наукоемкий экспорт».
И здесь без гибких подходов и маневренности не обойтись. Естественно, нужны и солидные инвестиционные ресурсы, и новые технологии. Вот почему наиважнейшим вопросом сегодня является выход Беларуси на европейские рынки.
Укрепление отношений с Беларусью выгодно и для Евросоюза, который, заботясь о безопасности своих границ, хочет создать вокруг себя зону благосостояния и стабильности из соседних стран. По совокупности показателей (уровень и качество жизни, отсутствие межэтнических и межконфессиональных распрей, социальной напряженности) Беларусь как никто из восточноевропейских соседей отвечает этим критериям. Все это дает стране право участвовать в «Восточном партнерстве» не в роли какого-то «просителя» и не из чувства благодарности, что ее туда позвали, а в качестве равноправного субъекта мировой политики.
По-другому на Беларусь стали смотреть и в США, с которыми официальный Минск также готов наращивать торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие. Но для полного доверия необходимо снятие всех экономических санкций в отношении Беларуси.
Стратегическим партнером для Беларуси остается Китай. Посол Беларуси в Китае Анатолий Тозик напомнил, что  в 2008 году между странами достигнут двухмиллиардный товарооборот, причем эта задача выполнена на два года раньше прогнозного срока. Сегодня Китай стремительно вливает средства в сельское хозяйство, и белорусская техника там наверняка будет востребована. Для Беларуси крайне важно закрепиться на китайском калийном рынке, в ближайшие годы сохранятся благоприятные условия для экспорта сюда нефтепродуктов. До 100– 150 миллионов долларов в год можно нарастить поставки в КНР продукции БелАЗа. А главное, в Беларуси реализуются инвестиционные проекты, под которые китайские банки выделили полтора миллиарда долларов кредитных ресурсов. «Китайские корпорации предлагают нам хорошие деньги, от нас же требуются достаточно крупные, хорошо проработанные и очевидно взаимовыгодные проекты», – резюмировал дипломат. 
И конечно, серьезным подспорьем для развития внешнеэкономических связей Беларуси может стать Таможенный союз, создание которого вышло на финишную прямую. По мнению экспертов, это объединение способно значительно усилить роль постсоветского пространства в мировой глобализации. Уже создан политический задел для выстраивания  полноценного партнерства Беларуси с Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном. Эти государства обладают стратегическими запасами энергетических ресурсов, объем которых превышает масштаб их собственных и традиционных внешних рынков. В силу этих факторов они намерены провести серьезную индустриализацию экономики. И Беларусь готова оказать им в этом необходимую поддержку.
К сожалению, в интеграционных процессах на постсоветском пространстве практически не участвует Украина. Однако это совсем не повод сбрасывать ее со счетов, считают в Минске. Хотя бы потому, что докризисный товарооборот Беларуси с этой страной превышал объемы торговли с Германией и Польшей. В нынешних экономических реалиях Украина для Беларуси еще и важнейший выход к акватории южных морей, транзитный путь для белорусских товаров. В связи с этим можно предположить, что политические и экономические контакты Минска и Киева в перспективе будут крепнуть.
В целом Беларусь сегодня поддерживает дипломатические отношения со 164 государствами мира. В идеале они должны быть наполнены реальным экономическим содержанием, что особенно важно в условиях нынешнего экономического кризиса. В этом заключаются цель и смысл внешнеполитической стратегии страны.  

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter