Президентский стипендиат Андрей Тригубович изучает полезные свойства полярной микрофлоры

Антарктида нам поможет

То, что Антарктида — вовсе не безжизненная ледяная пустыня, стало ясно еще с первых шагов ее освоения. Но удивительное многообразие ее флоры и фауны продолжает открываться ученым до сих пор. Из каждой экспедиции белорусские полярники, работающие на самом холодном континенте уже одиннадцатый сезон, привозят все новые материалы для дальнейших исследований. Например, собрана уже целая коллекция микроорганизмов, живущих в суровых условиях Антарктики. За изучение их свойств Андрею Тригубовичу, аспиранту, младшему научному сотруднику лаборатории средств биологического контроля Института микробиологии НАН Беларуси, в этом году назначена президентская стипендия. Оказывается, особо стойкие экземпляры полярной микрофлоры можно с пользой применять и у нас.


Андрей Тригубович открывает обычный с виду холодильник в одном из помещений лаборатории, и становится понятно, что это практически микрофилиал Антарктиды. Именно здесь хранятся образцы, собранные во время 7-й белорусской экспедиции, участником которой был научный руководитель Андрея Владислав Мямин, и последующих.

 — На территории, где тогда базировалась Белорусская антарктическая экспедиция, была заброшенная советская полевая база. В самом начале работы полярников ждал неприятный сюрприз: ее помещения оккупировала плесень. Колонии плесневых грибов покрыли даже брошенный под открытым небом мусор. И это при том, что объекты более 20 лет находились под воздействием суровых условий, неблагоприятных для развития живых организмов, — солнечное излучение, мороз и так далее. Бороться с плесенью даже в Беларуси — проблема не из легких. А что делать с микроскопическими грибами, закаленными в борьбе с природой? На этот вопрос я и пытаюсь ответить, а основой для работы стали образцы поврежденных материалов, — Андрей Тригубович бережно достает коробку, заполненную пронумерованными пластиковыми контейнерами — стерильными чашками Петри. Понять, что лежит в каждой, помогает перечень с описанием и даже фото, показывающее, откуда «добыт» тот или иной фрагмент. Чего здесь только нет! Кусочки обоев, обивки с дивана кают-компании, позеленевшего ремня, остатки древесины, бумаги, веревок, тряпок… Всего более 30 уникальных образцов, доставленных с материалами экспедиции сначала по морю, затем и по суше. 

Первым этапом было выделение культур, которые могут развиваться при низких температурах и вызывать биологическое, плесневое повреждение материалов. В питательной среде, в чашках Петри проводился засев. Через некоторое время в них выросли зеленые, желтые, белые круги — колонии плесневых грибов.

— Здесь надо понимать, что есть виды, например, пеницилл, которые существуют по всему земному шару — от Арктики до Антарктики. Они доминировали и у нас. Но были и редкие культуры. Правда, так как мы работали не с почвенными образцами, а с материалами антропогенными, созданными человеком, подтвердить, что они являются именно аборигенной культурой, а не привнесенной извне с материалами, сложно. Но уже то, что они адаптировались, выжили в сложнейших условиях, говорит об их уникальности.


Хотя ученые и не ожидали обнаружить большое разнообразие, сейчас в их рабочей коллекции более 100 видов микроорганизмов родом из Антарктики. При помощи штаммов грибов, способных развиваться при низких температурах, планируется проводить испытания различных материалов на биостойкость. Дело в том, что одно из направлений деятельности лаборатории — работа с биоповреждениями, в том числе строительных конструкций. Сейчас межсезонье удлиняется, нередко выдаются холодные осенние и весенние месяцы, а процесс поражения плесенью строительных объектов все равно идет. Поскольку он недостаточно изучен для низких температур, культуры из Антарктиды помогают и восполнить этот пробел, и искать подходы к биозащите материалов, например, древесины. 

Высокую устойчивость и агрессивность полярных микроорганизмов можно применять и для борьбы с фитопатогенными грибами. На основе антарктических бактерий сейчас идет разработка биопрепарата для защиты сельскохозяйственных культур при низких сезонных температурах.

— Мы выделили бактерии, способные подавлять патогены растений. В лабораторных условиях был показан хороший эффект. После воздействия веществ, продуцируемых этими бактериями, вредоносные микроорганизмы теряют свою жизнеспособность.

Предполагается, что обрабатывать растения таким препаратом можно будет как в процессе вегетации, так и перед закладкой на хранение.

Вот так антарктическая микрофлора помогает защищать и живое, и неживое в белорусских условиях и приносит реальную пользу. А материалы, собранные во время такой работы, легли в основу кандидатской диссертации, над которой сейчас работает аспирант-стипендиат.

vasilishina@sb.by

Фото Владимира Шлапака.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter