Анна с характером. С детства она привыкла преодолевать барьеры, которые возникали на ее пути.

Наша Современница «…Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Строки из бессмертного творения Николая Некрасова, пожалуй, первое, что приходит на ум, когда мы говорим о наших женщинах – труженицах, активистках, спортсменках и просто красавицах. Но меняются времена, меняются нравы. И та, которая, как писал Александр Блок, «…жить бы хотела иначе, носить драгоценный наряд…», уже играючи совмещает в себе бизнес-леди и мать семейства. Так кто же она – героиня сегодняшнего дня? Чем живет и о чем мечтает? В преддверии Международного женского дня «Народная газета» совместно с Белорусским союзом женщин открывает проект «Наша современница», в материалах которого расскажет об интересных, нелегких и захватывающих судьбах.

Наша Современница

«…Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Строки из бессмертного творения Николая Некрасова, пожалуй, первое, что приходит на ум, когда мы говорим о наших женщинах – труженицах, активистках, спортсменках и просто красавицах. Но меняются времена, меняются нравы. И та, которая, как писал Александр Блок, «…жить бы хотела иначе, носить драгоценный наряд…», уже играючи совмещает в себе бизнес-леди и мать семейства. Так кто же она – героиня сегодняшнего дня? Чем живет и о чем мечтает? В преддверии Международного женского дня «Народная газета» совместно с Белорусским союзом женщин открывает проект «Наша современница», в материалах которого расскажет об интересных, нелегких и захватывающих судьбах.

В борьбе за свою цель и мечту не утратила главного – человечности, чисто женского обаяния, искренности, отзывчивости. Без малого тридцать лет Анна ШАРЕЙКО отдала одному предприятию – Витебской бройлерной птицефабрике, пройдя путь от рядового оператора до директора.

Она любит людей и чувствует, как эта любовь к ней возвращается.

Все трудности она переживала вместе с коллективом. Было время, когда Витебская бройлерная прицефабрика оказалась практически в патовой ситуации: кормов для птицы не хватало и купить их было не на что, объемы производства мяса упали до критического уровня... Но, возглавив предприятие одиннадцать лет назад, Анна Шарейко сумела превратить его в одну из лучших бройлерных птицефабрик страны. Член Совета Республики Национального собрания, руководитель крупного предприятия, она живет в ритме завтрашнего дня, неся нелегкий груз ответственности за каждый свой шаг, каждое свое решение.

Ты никому не нужна

Шел 1983 год. Молодая выпускница Витебского ветеринарного института, окончив вуз с красным дипломом, получила направление в хозяйство Кореличского района. Угроза разлуки с мужем, который после службы в армии должен был учиться еще четыре года в этом же институте, привела Анну в Минск на прием к министру сельского хозяйства.
— Откуда родом?
— Чашникский район, деревня Антополье.
— А муж?
— Тоже из Чашникского района.
В высоких кабинетах признали ошибку и позволили молодому специалисту искать работу в пределах Витебского района. Но и тут невезение. Куда только ветеринарный врач Анна Шарейко не обращалась, объездила всю округу, но ни одно хозяйство в молодом специалисте не нуждалось. В Тулово директор сказал: “Ну есть у меня место ветфельдшера, но, девочка, зарплата всего 100 рублей, а стадо — 800 коров, мне тебя жалко... Ищи...”
Как раз в то время в Верховье ввели в строй птицефабрику. 
...Главный технолог Валерий Павлович Цвирко на нее посмотрел с недоверием: подумаешь, красный диплом. И тогда Анна, отчаявшись, спросила в лоб:
— Вы не тяните, а скажите прямо, нужен вам специалист или нет?
Мудрый технолог только этого и ждал:
— Так, характер есть. Ну а что ты про стафилококк знаешь?
Анна и тут удивила, такого подробного ответа Цвирко не ожидал. Он уже готов был взять Анну на работу, но что скажет директор?
— Приходи через два дня, тогда и решится твой вопрос.
А через два дня Анна вышла из кабинета директора со слезами на глазах. Валерий Павлович Цвирко увидел свою недавнюю посетительницу и по ее виду понял, что у директора она уже побывала.
— Пошли со мной, — сказал он вздыхая.
Через полчаса Анна Шарейко уже знала, что ее берут на должность начальника цеха инкубации. Но поначалу она должна поработать простым оператором.

Родные люди

Аня выросла в большой крестьянской семье, детей у Василия Григорьевича и Ульяны Сафроновны Бакуриных было восьмеро.
В войну Ульяна получила похоронку на своего мужа, который погиб под Сталинградом. А в мирное время молодой вдове снится сон, будто сидит она у дома на лавочке, а к ней подходит незнакомый кузнец, который в Антополье на работу прибыл. Через два дня Ульяна поняла, что сон-то был вещим. Они познакомились с кузнецом Василием на улице у лавочки и прожили вместе долгую жизнь, воспитав восьмерых детей.
— Родители были уникальными людьми, — говорит Анна Васильевна Шарейко. — Мама отцу никогда не перечила, их отношения были для нас примером. До последних дней своих мама стремилась никому не доставить проблем. Пока ходила, сама сажала огород, и не было в деревне никого, кто бы ее не любил. Папа был в семье настоящим добытчиком. Мастер на все руки, рыбак и охотник, он ушел из жизни рано. А мама в 86 лет. Мы думали, она проживет все сто. Но у нее внезапно подскочило давление, она упала прямо во дворе... Восемь месяцев мы все, сестры и братья, боролись за ее жизнь.
Дружные дети Бакуриных собирались в Антополье всегда на мамин день рождения. А теперь в родном селе осталась старшая сестра Анны. Остальные разъехались — кто в Барановичи, кто в Лепель, кто в Минскую область...
В молодости Анна никогда не думала, что будет жить в городе. Ей нравился сельский уклад жизни, нравилась работа на земле, природа. Поэтому после школы она решила поступать на экономический факультет Горецкой сельхозакадемии. Но выдержать конкурс при поступлении девочке из многодетной семьи не удалось. Аня пошла работать на стройку подсобной рабочей. А весной сестра показала ей объявление о курсах для абитуриентов при Витебском ветеринарном институте.
— Это были отличные курсы, — вспоминает Анна Васильевна. — После них не поступить было невозможно. Ветеринарный институт мне своим виварием, ветлечебницей напоминал родную деревню. Досрочно сдав вступительные  экзамены на все пятерки, Анна была зачислена в ветеринарный институт.

Наука побеждать

Познакомившись со всеми тонкостями работы оператора в инкубационном цехе, любившая порядок и чистоту Анна поняла: так работать нельзя. Но молодому руководителю цеха пришлось проявить немало упорства, чтобы люди изменили свое отношение к работе.
— Мы большую часть жизни проводим на работе, — эмоционально говорила Анна. — Поэтому здесь должен быть такой же уют, как дома.
Люди поверили своему молодому начальнику, потому что почувствовали ее заботу, увидели — слов на ветер она не бросает.
Своим учителем в птицеводстве она считает Валерия Павловича Цвирко. Опытный технолог открыл Анне, что птицеводство — интересное и тонкое дело, сродни искусству. Уже через год начальник цеха чертила и составляла годовые графики инкубации и сама защищала их в объединении птицепрома.
Поработав на производстве, Анна Шарейко решила поступать в аспирантуру. Она подала документы в Горецкую сельхозакадемию. Но не повезло на экзамене по немецкому... Однако отчаянная Шарейко не умеет отчаиваться. Она подумала: что ж, есть повод по-настоящему заняться немецким языком. И уже через год блестяще сдала экзамены в аспирантуру Всесоюзного НИИ птицеводства в Подмосковье.
Ставить эксперименты и познавать неизведанное — ее стихия. Ей нравилось сутками просиживать в библиотеке, углубившись в чтение специальных журналов. Но на стационар в аспирантуру директор ее не отпустил.
— Ты учишься для себя, фабрике это не надо, — отрезал он. И ни разу не оплатил аспирантке положенный в сессию отпуск.
— А мне чем труднее, тем интереснее, — вспоминает Анна Васильевна.
Ее охватил азарт научных исследований, цех инкубации был самой подходящей базой для них. Она искала оптимальный вариант температурно-влажностного режима инкубации, прослеживала весь период выращивания птицы, организовывала химико-биологические исследования, чтобы определить наилучший вкус мяса и бульона. В НИИ поговаривали, что таких аспирантов, как белоруска Шарейко, у них еще не было. Через три с половиной года она защитила кандидатскую диссертацию. Ей даже предложили остаться в НИИ в Сергиевом Посаде, но Анна для себя уже решила: только на производство. Ей нравилось видеть результаты своей работы, а наукой можно ведь заниматься и параллельно.
В начале 90-х на птицефабрике начались непростые времена. Планы расширения и строительства рухнули вместе с СССР, предприятие обрастало долгами по кредитам. Объемы производства мяса упали с запланированных 10 тысяч до 3,5 тысячи тонн в год (для сравнения — в прошлом году Витебская бройлерная птицефабрика произвела 26 тысяч тонн мяса). Ушел из жизни учитель Анны — Валерий Павлович Цвирко, человек, на котором держалась вся работа.
Между тем на фабрике произошла смена директорского корпуса, и предприятие три года находилось в подвешенном состоянии: хотите — работайте, хотите — нет. На счету — ни копейки денег, но люди не уходили, боялись потерять хоть какую-то работу. Как-то Анну пригласили в кабинет директора.
— Согласишься пойти главным зоотехником? — спросил Николай Дмитриевич Настенко.
Она понимала, что директор просит у нее помощи. Но взвалить на себя такой груз ответственности, когда на фабрике долги перед строителями, за энергоносители и комбикорма, для Анны казалось немыслимым. Она отказалась. Директор продолжал настаивать — он видел, что эта женщина способна повернуть ситуацию к лучшему. В конце концов, через три года после защиты диссертации, Анна стала главным технологом птицефабрики.
— Не спала всю ночь. Переживала, смогу ли я помочь фабрике, — вспоминает Анна Васильевна. — А потом две недели ходила чернее тучи. Вживалась в ситуацию. Очень боялась подвести коллектив, потерять его доверие.

Психология лидера

Первой задачей нового главного технолога было накормить птицу. Хлебокомбинаты из-за долгов отказывались поставлять комбикорма на Витебскую птицефабрику. Что делать? Но настойчивости Анне Шарейко не занимать: она убеждала партнеров, что еще никогда никого не подводила, и ей верили. Затем главный технолог вместе со специалистами придумала хитроумный ход: поставщикам было предложено совместно содержать птицу: ваши корма, наши внутренние затраты, а возможную прибыль делить поровну. Естественно, при таком раскладе фабрике будет поставляться самое лучшее. А если кормить полноценным рационом, то и хороший привес обеспечен. Расчет оказался верным: постепенно начали расти объемы производства и привесы, рентабельность и прибыль...
Спустя год генеральный директор концерна “Белптицепром” Кузьма Кузьмич Дягилев предложил Анне Шарейко пост директора:
— Ты у нас готовый руководитель. На тебе уже год все держится. Не конфликтуешь, умеешь поладить со всеми...
Когда Анну Васильевну представили коллективу в качестве нового директора, все смотрели на нее с оптимизмом и надеждой.
— Ну что ж — будете смотреть моими глазами и слушать моими ушами, — только и сказала новоиспеченный директор.
Зал загудел:
— Мы согласны...
И опять две недели терзаний, когда ты учишься существовать в новой для себя роли и понимаешь — выбор сделан, назад пути нет.
— В работе директора необходимо знание психологии, — убеждена Анна Васильевна Шарейко. — Моя опора — это моя команда. Все специалисты — люди разные, чтобы они стали твоими единомышленниками, нужно к каждому найти ключ. Внутренних трений между людьми быть не должно. Даже если кто-то на кого-то пожалуется, это не становится достоянием всего коллектива. Затеваем проект, и всегда найдется кто-то, кто против. Тогда этот “кто-то” назначается главным ответственным за проект, и все идет как по маслу.
На ключевой пост главного технолога Анна Шарейко пригласила знакомую со студенческой скамьи Надежду Семченкову.
Несколько лет назад Анна Шарейко предложила своим специалистам новый план развития предприятия. Четыре часа спорили, каждый высказывал свои соображения по поводу слабых и сильных мест проекта, который директор долгими ночами пропускала через свое сердце и разум. И в который раз ее команда выразила доверие своему лидеру: мы с вами.
Птицефабрика строит цеха, расширяя свою географию с целью обеспечить продовольственную безопасность. На основной территории в Верховье появился новый убойный цех и цех по мясопереработке. Сегодня 70 процентов объема производства на фабрике занимают фирменные полуфабрикаты и разнообразная готовая продукция от “Ганны”. Спрос на них на рынке растет с каждым годом. По переработке мяса птицы фабрика лидирует в республике. Уже в этом году здесь запланировано получить 31,5 тысячи тонн мяса птицы, а к концу 2011 года выйти на 40 тысяч тонн.
Строительство, развернувшееся в Верховье в конце 70-х, не прерывается ни на день. Ведь новое время диктует новые условия. В этом году здесь вводят две очереди по пять обновленных птичников с клеточным оборудованием. Запланированы реконструкция цеха готовой продукции, ввод цеха сыровяленых колбас, вторая очередь очистных сооружений.
На птицефабрику уже в марте приедут специалисты из Европы. На повестке дня — получение европейского сертификата.
— Тепличные условия для белорусского производителя рано или поздно закончатся, — говорит Анна Васильевна. — Пора думать, как нам выходить на европейский рынок. Да, это потребует значительных финансовых вложений. Но иначе мы можем остаться без будущего.

Хочу на озеро Гваздок

Анна Шарейко принадлежит к числу тех людей, которым жизнь преподносит порой удивительные сюрпризы. Так бывает, если ты эту самую жизнь очень и очень любишь. Наверно, это впитывается с молоком матери. С детства она увлеклась спортом, выступала с агитбригадой. В институте тренер настаивал, чтобы девушка профессионально занималась лыжами. Но Анна хотела стать хорошим ветеринарным врачом, поэтому лыжные гонки перешли в разряд увлечений. И сегодня она готова подняться на высокогорье и спуститься на горных лыжах с Черной горы, выращивать экзотические овощи на грядках и спеть со сцены любимую песню. Но 300 банок закаток в подвале — это уже в прошлом, как и томаты 22 сортов в теплице. Сегодня время — главная ценность деловой женщины. Ее вторая половинка порой шутит: “Ты замужем за фабрикой”.
— На самом деле я очень люблю лес и речку, а озеро Гваздок в Полоцком районе для меня лучшее место на свете, — признается Анна Васильевна. — Хотя я много где побывала, но больше всего тянет на нашу дачу у озера Гваздок. Там прямо за калиткой растут грибы.
В грибах Анна Васильевна толк знает. У нее и сегодня в подвальчике найдется пара баночек опят, к консервированию которых хозяйка относится с особой щепетильностью, на кухне почти стерильно. Вообще готовить Анна Васильевна любит. Себя называет мясной душой, а вот сладости и мучное — это не про нее.
Прошу поделиться фирменным рецептом. И она с удовольствием рассказывает, как приготовить куриные бедрышки в белом соусе.
У общительной Анны Васильевны много друзей, она дорожит своей семьей и обожает домашнего питомца кота Вики.
Из литературы больше всего любит сказки. Но только те, у которых хороший конец. Почему? Чтобы можно было порадоваться за любимых героев, говорит. Жизненные испытания ее многому научили. И поэтому радоваться за удачу других для нее стало важным условием собственного благополучия.
Первый раз мы встретились с Анной Васильевной, когда она возвращалась в свой директорский кабинет после заседания штаба по строительству. В огромных резиновых сапогах, в “наряде” бригадира-строителя. А я ожидала увидеть изящную женщину на высоких каблуках, в строгом костюме. Но такова уж директор Анна Шарейко. Светская красавица на раутах и приемах, она может засучив рукава взять в руки лопату. Потому как остается верна своему принципу: если слышит от кого-то: “Я не могу”, говорит: “Будем делать вместе”.

Рецепт от Анны Шарейко
Обжариваем куриные бедрышки на сковородке до золотистого цвета. Складываем в кастрюльку, добавляем на 2/3 воды, сливочное масло и тушим. В это время делается зажарка. Лук обжаривается в масле с добавлением ложки муки. Когда курица готова, снимаем с огня, достаем кусочки и даем бульону чуть “очахнуть”. Затем в бульон добавляются зажарка и пара ложек сметаны. Кладем кусочки курицы обратно в кастрюлю и снова на медленный огонь. В конце нужно добавить пару зубчиков выжатого чеснока.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter