Анна Маранц помогла раскрыть вермахта замыслы

Письмо в редакцию

Глядя многочисленные фильмы и передачи о минувшей войне в эти праздничные дни, мы восхищается мужеством танкистов, артиллеристов, пехотинцев, летчиков, моряков... Специальность Анны Маранц, участвовавшей в освобождении Беларуси в составе медицинских подразделений 1–го Белорусского фронта, может быть, менее заметная, но не менее героическая и тоже весьма нужная на фронте. До войны Анна Яковлевна работала врачом в Киеве, в армию записалась добровольно уже 23 июня 1941 года. В конце 1942–го ее отметили первой наградой — медалью «За боевые заслуги». И вот за что, читаем в представлении к награде: «Работает специалистом–патологоанатомом в составе ПАЛ (патологоанатомической лаборатории) № 85 с начала боевых действий с Германией... За время работы в медсанбатах, независимо от угрожающей жизни обстановки, стойко выполняла свою тяжелую работу». Примерно через год капитана медицинской службы Маранц наградили орденом Красной Звезды. В сухих строчках наградного листа вновь отмечена ее самоотверженная и высококвалифицированная работа на полях сражений: «С первых дней войны... проводит огромную работу в наиболее ответственных участках (передовой район, армейский, фронтовой».


При подведении итогов операции «Багратион» отмечалась четкая и слаженная деятельность медперсонала по оказанию необходимой помощи раненым и больным. Этому способствовали умелые действия Анны Маранц и ее коллег. За что командованием было принято решение представить опытного специалиста к очередной награде — ордену Отечественной войны I степени. «Тов. Маранц за период времени с 4 по 12 мая сего года (1945–го. — Ю.К.) по заданию члена Военного Совета 1–го Белорусского фронта генерал–лейтенанта Телегина принимала активное участие в проведении трудной и ответственной судебно–медицинской экспертизы специального назначения. В этой работе ею затрачено много труда и энергии: ее познания принесли большую пользу органам следствия в раскрытии фашистских замыслов». В этом абзаце наградного листа зашифровано участие Анны Маранц в идентификации останков главаря фашистской Германии. Это именно она в майские дни 1945 года проводила вскрытие трупа Гитлера.


Демобилизовавшись из армии, Анна Маранц вернулась в Киев. Я попытался разыскать какие–либо подробности ее жизни после Победы, но ничего не смог узнать. Предполагаю, что Анна Яковлевна не делилась воспоминаниями с окружающими, а жаль. Она могла бы рассказать немало интересного.


Юрий КОМЯГИН, краевед.


Гродно.


Советская Белоруссия №120 (24503). Пятница, 27 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter