Почему в школьной программе точным наукам отводится чуть ли не вдвое больше времени, чем гуманитарным

Анна Каренина попала под логарифм

В школьной программе точным наукам отводится чуть ли не вдвое больше времени, чем гуманитарным. Неужели ученику важнее уметь решать логарифмы и знать все законы Фарадея, чем прочесть «Анну Каренину»?
В школьной программе точным наукам отводится чуть ли не вдвое больше времени, чем гуманитарным. Неужели ученику важнее уметь решать логарифмы и знать все законы Фарадея, чем прочесть «Анну Каренину» и понять, почему главная героиня бросилась под поезд? Об этом «Знаменка» попросила поразмышлять репетитора по математике и физике Евгения Ливянта и учителя русского языка и литературы минской школы № 27 Екатерину Бугаеву.

teachers.png

Евгений Ливянт и Екатерина Бугаева


Евгений: На мой взгляд, надо отталкиваться не от количества часов на тот или иной предмет, а от самих школьных программ. И уже исходя из них, высчитывать нужное количество уроков. Современная программа по математике и физике очень перегружена. Больно смотреть на старшеклассников, которые учат то, что им непосильно, неинтересно да зачастую и не нужно. Надо понимать, что программа не должна быть одинаковой для всех – одним и этого количества часов на математику и физику мало, а другим хватает с лихвой. В общем, я рассказываю о том, что было уничтожено в 2008 году и потихоньку возрождается сейчас – о профильных классах. Для изучения профильных предметов количество часов нужно добавить, а время на другие уроки значительно сократить.

ekaterina.pngЕкатерина: Уроков литературы у нас и так мало. Если в 10–11-х классах на изучение математики  отводится 4 часа в неделю, то на преподавание литературы –  1–2 часа, в зависимости от полугодия. У нас же и так осталось минимальное количество часов на уроки, которые закладывают духовно-нравственные ориентиры, дают представление о культуре и искусстве. В школе больше не преподают МХК («Мировая художественная культура» – Прим. «ЗН»), изобразительное искусство осталось только до пятого класса, пение – до четвертого включительно. А ведь еще древние греки считали: если в школе изучается меньше 40 процентов гуманитарных предметов, общество обречено. Сейчас только уроки литературы приобщают детей и подростков к общемировой культуре, учат понимать и ценить все виды искусства.

Евгений: ...Если бы дети читали книги. Уверен, почти никто из нынешних учеников не осилил «Войну и мир» целиком. И раньше немногие прочитывали все четыре тома, но страниц по 200–400 – почти все. А сейчас ситуация другая – ученики не заморачиваются и не читают вовсе. Что если просто подкорректировать программу? Вместо «Войны и мир» изучать «Крейцерову сонату»? Так же и с математикой. Объем информации надо значительно уменьшать.

Екатерина: Роман-эпопею «Война и мир» нельзя исключать из школьной программы. Это хоть и сложное, но очень значимое с нравственно-эстетической точки зрения произведение. Может, есть смысл изучать отдельные главы? Тогда учителя-филологи не будут сталкиваться с учащимися, которые с похвальбой заявляют, что нашли сайт, где роман можно прочитать за 20 минут. А в будущем школьники сами захотят прочитать не только «Войну и мир», но и «Крейцерову сонату».

Программу по русской литературе, на мой взгляд, нужно пересмотреть. Лучше подольше порассуждать с ребятами над одним произведением, чем нестись «галопом по Европе», пытаясь объять необъятное.

Было бы целесообразно больше внимания уделить произведениям, в которых раскрывается суть человеческого счастья. И тогда поняв, почему пушкинская Татьяна, вопреки логике обывателей не поддалась страстям, ребята сами захотят прочитать впоследствии «Анну Каренину», чтобы утвердится в верности истин, которые проповедует классическая литература: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека.

Евгений: Стремительными темпами ученики изучают не только литературу, но и другие предметы – проходят несколько параграфов по той же физике или химии за один урок. И в итоге получается, что выпускники ничего не знают – ни тебе формулы, ни стихотворения. Попросите одиннадцатиклассника с ходу прочитать что-нибудь наизусть – 90 процентов не смогут ничего вспомнить.

Екатерина: Выученное стихотворение не единственный показатель знаний по литературе. На уроках дети учатся рассуждать, делая нравственный выбор, а не только запоминать поэтические строчки. Конечно, не все произведения вызывают у школьников искренний интерес и желание прочитать книгу.

evgenij.pngЕвгений: Это еще раз подтверждает, что программу нужно корректировать, а не бездумно сокращать. Особенно это касается предметов эстетической направленности. В странах – лидерах по качеству школьного образования (Япония, Китай, Южная Корея, Финляндия) таким урокам уделяется огромное внимание. Так же и в США. Моя близкая родственница учится в обычной американской школе. Так вот, кроме уроков пения и рисования у них каждые полгода изучается новый музыкальный инструмент. В школе есть хор, ансамбль, духовой оркестр.

То, что американское образование узкоспециализированное, давно миф. Профильные предметы занимают только 60 процентов, остальные сорок закреплены за эстетическими дисциплинами. Их можно выбирать – уроки танцев или драмы, занятия в хоре или в ансамбле.

Екатерина: Такую политику в системе образования западных стран легко понять – больше всего в современном мире ценятся творческие личности, способные креативно мыслить и принимать нестандартные решения. А для развития подобных качеств и нужно хорошее гуманитарное образование, в основе которого – воспитание читательской культуры. Часов нам не прибавят, мы это понимаем. Но, может, стоит просто пересмотреть программу, введя те произведения, которые помогут сформировать у наших детей любовь к чтению?

От «Знаменки»

Собирая учителей за круглым столом, мы предполагали, что каждый начнет защищать свой предмет и ратовать за увеличение количества уроков по нему. Но они были удивительно единодушны: для гармоничного развития личности нужны и физика, и лирика. А чтобы сохранить необходимый баланс, следует развивать профильные классы, выделить больше часов на изучение предметов эстетического цикла, а школьную программу подкорректировать – облегчить и приблизить к современным детям.


Беседовали Виктория МИТЬКО, Артем ВАСЕВ, «ЗН»

Фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter