Анна из "Дома Ильи"

С Аней Павловской я познакомилась несколько лет назад на киностудии "Беларусьфильм".
С Аней Павловской я познакомилась несколько лет назад на киностудии "Беларусьфильм". Меня пригласили на заседание худсовета, который должен был принять решение - быть ли фильму "Аня и Саша". Сценарий Аня написала, будучи первокурсницей отделения кинодраматургии университета культуры. А снимать картину должен был режиссер Николай Князев. Помнится, большинство заседавших тогда выражало мнение, что сюжет будущего фильма не вполне ясно очерчен.

Но председатель худсовета Михаил Пташук энергично отстаивал и режиссерский замысел, и авторскую идею, утверждая, что литературный сценарий дорабатывать не надо.

В общем, ничего необычного - нормальные киношные будни. Если, конечно, не обращать внимания на возраст сценаристки...

Фильм, кстати, так и не был поставлен. Но несмотря на "облом", Павловская продолжала писать. Не только сценарии. Эссе и стихи - они тоже были не по-юношески серьезными. Изяществом и грустью ее поэзия напоминает мелодичную и пронзительную Цветаеву. Поэтическая вязь Павловской читается тягуче, нараспев. Это в основном своеобразные песни двум дорогим ее сердцу городам - Москве и Минску. Но образ города у Павловской - это не только улицы и дома. Это прежде всего сама поэтесса. Это близкие и незнакомые люди, переплетение судеб, предчувствие чего-то очень важного. Стихи живут в ней собственной жизнью и жаждут вырваться на волю. О чем может писать молодая женщина? Конечно, о любви.

Спустя три года я вновь встретила Аню Павловскую. На презентации сборника ее стихов в Национальной библиотеке Беларуси. За прошедшее с того самого худсовета время в Аниной жизни произошло немало удивительного. Например, сейчас молодой литератор из Минска учится в московском Литературном институте. Сначала, правда, она поступила "на прозу", но потом поэтический дар возобладал и Аня перевелась на отделение поэзии. Победы Павловской в литературе (прав был покойный Пташук!) подтверждают ее способности. За несколько лет она стала лауреатом двух престижных литературных премий: "Сады лицея" и "Илья-Премия". В обоих случаях победитель конкурса получает возможность опубликовать свои работы. Книга, которую Аня недавно представляла в Национальной библиотеке, и является Гран-при конкурса "Илья-Премия". Об этом российском проекте хотелось бы рассказать подробнее. В России это довольно известное и престижное литературное состязание. Участником конкурса может стать житель любой из стран постсоветского пространства. Работы финалистов печатаются в альманахе "Дом Ильи", а победителей - отдельным сборником. Курируют конкурс российские поэты с громкими именами: Марина Кудимова, Юрий Беликов, Юрий Кублановский. Этот проект создали журналисты Ирина Медведева и Николай Тюрин. Их сын Илья начал писать стихи в 16 лет. Его называли Байроном ХХ века. В девятнадцать Илья уже выступал в "Литературной газете" с совершенно недетской публицистикой. Но не дожил до двадцати - утонул в Москве-реке. В память о своем одаренном сыне родители решили учредить конкурс "Илья-Премия". Попасть в финалисты конкурса можно, прислав на адрес московской газеты "Трибуна" свои стихи, пьесы и эссе не позднее 31 марта. Кстати, те, кто просто интересуется современной литературой, найдут для себя в виртуальном "Доме Ильи" много интересного.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter