Информация о возможном психосоциальном анкетировании детей в обществе обсуждается широко

Анкета тесту не ровня

Информация о возможном психосоциальном анкетировании детей, то есть о проверке их склонности к употреблению наркотических и психотропных веществ, в обществе обсуждается широко. Правила игры тоже известны: тестировать только по необходимости и с согласия законных представителей ребенка. Мотивом к проверке могут быть как личная инициатива родителей, так и совет педагога. Например, когда поведение чада вызывает подозрения. А вдруг ребенок в будущем захочет попробовать наркотики? Такая склонность тоже определяема.



Кстати, не только школьники, достигшие 11 лет, могут проходить анкетирование, но и учащиеся ПТУ, ссузов и вузов. В Министерстве образования говорят, что вопросы анкеты и ее результаты должны храниться чуть ли не в сейфе, а проводить процедуру вправе только специалисты. Речь идет о педагогах-психологах, классных руководителях и кураторах групп. Начиная с весны Минский областной институт развития образования проработает с ними все тонкости. А сейчас министерства здравоохранения, образования и внутренних дел готовят рекомендации к анкетированию и решают, кто же будет иметь доступ к результатам и личным данным.

Апробация антинаркотического опросника велась весь прошедший год, так что все трудности, говорят, уже устранены. Точно можно сказать, что начало анкетирования придется на сентябрь этого года. Резонный вопрос: а оно нам надо? 

Мнения разделяются среди родителей. Одни убеждены: предупрежден — значит вооружен. Другие хотят доверять своему ребенку и не желают, чтобы посторонний лез в «избу».

А что у соседей? Вот, например, российские депутаты предлагают наделить школы и правоохранительные органы полномочиями проводить физиологический наркотест без разрешения родителей. Для примера: в Великобритании и США школы могут проводить «случайные» тесты — выборочно проверять небольшую группу учеников. В России же контроль ориентирован на детей, демонстрирующих агрессивное поведение. Также депутаты хотят выявить «розовый период» у школьников — когда «стаж» не больше года и ребята постепенно втягиваются в недорогие психотропы типа спайсов. В эти рамки даже попадают дети 12—14 лет!

В 2014 году в стране-соседке добровольно и с разрешения родителей прошли тест 18 тысяч детей. Следы наркотиков были найдены в моче у 3% из них. А каков бюджет вопроса? Минимум 69 тысяч рублей (300 российских рублей). То есть за год государство отдало свыше 1,25 миллиарда в наших рублях. Получается, затраты большие, а вот эффективность — не очень.

Но как есть голосующие «за», так есть и противники обязательного вмешательства в «предрасположенность» и зависимость. С ними тоже нельзя не согласиться. Принудительный тест нарушает права на личную информацию, хоть и результат, обещают в России, будет конфиденциален. Но как бы в этом не убеждали, а неуверенность все же есть.

В нашем случае о наркотесте речь не идет. Заведующий 21-м наркологическим реабилитационным отделением РНПЦ психического здоровья Владимир Иванов говорит, что 20—30 микрограммов синтетических наркотиков хватает для опьянения. А это ничтожная доля, которую в организме тяжело обнаружить уже через полчаса. Опиаты, барбитураты, психостимуляторы — это, пожалуйста, да только у подростков денег нет на такие дорогие наркотики.

— Я очень сомневаюсь, что ребенок в здравом уме «покурит» перед «испытанием». Так что реально большого значения для общества такие наркотесты не будут иметь. Лишняя трата ресурсов, — считает Владимир Владимирович. — А вот анкетирование даст заметный результат. Попытка взрослых проявить внимание к детям только во благо. К тому же ребята поймут, что к ним присматриваются, и изменят отношение к наркотикам.

Что же получается? Если подойти к детям с уважением, не задевая их самолюбие, анкетирование будет только полезно, уверены специалисты. Если ребенок окажется в группе риска, то его отправят (снова-таки с разрешения родителей) на осмотр к врачам. Что осматривать, спросите вы, если ребенок не употреблял наркотики, но, возможно, предрасположен? Будут искать причины и пробовать скорректировать результат. А пока родители и в вышеназванных министерствах обеих стран решают, как не обидеть ребенка и избавить от проблем, наркоторговцы разрабатывают все новые химические составы курительных смесей, а дети пробуют для себя «что-то новое».

Алина КАСЕЛЬ

alinakasel@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter