Ангелы на дорогах. Корреспондент «Р» на один день переквалифицировалась в сотрудника автопомощи

Это было самое ужасное утро в моей жизни. Скажете, нет ничего удивительного в том, что девушка целый час примеряет одежду? Но обычно стараются одеться поприличнее, я же выбирала одежду поскромнее, которую вымазать и порвать не жалко — ведь на новую работу шла. Там пыль, грязь, солярка… Словом, выходя из дома, глянула в зеркало и поняла, что больше похоже на труженицу села. А ведь хотела ангелом побыть.
Это было самое ужасное утро в моей жизни. Скажете, нет ничего удивительного в том, что девушка целый час примеряет одежду? Но обычно стараются одеться поприличнее, я же выбирала одежду поскромнее, которую вымазать и порвать не жалко — ведь на новую работу шла. Там пыль, грязь, солярка… Словом, выходя из дома, глянула в зеркало и поняла, что больше похоже на труженицу села. А ведь хотела ангелом побыть. Помните российский сериал «Ангелы на дорогах»? Там милая девушка Ольга с легкостью прямо на дорогах ремонтировала машины. В благодарность ей цветы дарили, свидания назначали. Почему бы и мне не попытаться, призадумалась я после просмотра. Вот и отправилась в автопомощь «002». «Вы? Механиком хотите поработать? – еще накануне, услышав в телефонной трубке мой голос, недоумевал директор Белорусского клуба автомототуризма (БКА) Виктор Войтюль. – Вообще-то, мы женщин на такую работу не берем. Может, лучше диспетчером?» Уговаривать пришлось долго. В итоге он согласился, но с условием: максимум, что я буду делать, – это подавать инструменты механикам. И только один день. Как оказалось позже, я была первой представительницей слабой половины человечества, которая попросилась работать в автопомощь. «Да я бы и не взял женщину сюда, – категоричен Виктор Иванович. – Дамы не должны брать в руки ничего тяжелее кошелька и телефона. У нас же работа тяжелая: колеса, ящики с инструментами…» – «А ведь Ольга в кино…» — не уступала я. «Это все вымысел». И мы начали обсуждать сериал. Краткий итог разговора: работа водителя-механика в автопомощи не так легка, как показывали по телевизору. Чтобы узнать, как на самом деле обстоят дела, я отправилась на техническую базу. Заходим. Кругом одни мужчины. Кажется, на дорогу уже можно и не ехать. Успех мне и здесь обеспечен. Но я ведь на работу пришла: улыбки и комплименты прочь. Как и полагается, сразу экскурсия по базе. Здесь машины разного «калибра». Большинство легковые, специально оборудованные для диагностики неисправностей и устранения их в дорожных условиях. Но особенно впечатляют «мерседесы»-эвакуаторы с полной погрузкой, оснащенные гидравлической платформой. Один вообще огромный. Виктор Иванович рассказывает: сразу две машины эвакуировать может. «Впечатляет? Садитесь в кабину!» – слышу команду. Это мой первый выезд. Задание для меня неожиданное: едем эвакуировать машину из Гродненской области. За рулем Михаил. Дорога длинная, и есть время послушать рассказ водителя: — Мы не только в Минске работаем. Частенько приходится выезжать за пределы города. Наш клиент дома не сидит. Бывает, на трассе ломается. Кстати, с брестской трассы часто иностранцы звонят. На днях немца эвакуировали. Он долго в благодарностях рассыпался. Сказал, что у нас очень высокий уровень работы. А чуть раньше имели дело с французом. Его фургончик под Оршей сломался. Он позвонил в свою страховую компанию, ее сотрудники связались с московской – у них договор. Те в свою очередь позвонили в российский автоклуб, а оттуда — к нам. У БКА есть партнеры по всей Европе. Ездят наши ребята и в дальнее зарубежье. Бывает, например, поехал белорус в Словакию и сломался там. Ему выгоднее эвакуатор из Минска вызвать, чем за границей машину ремонтировать…» …В небольшой деревушке в Гродненской области нас уже ждали. Оказалось, что мужчина поехал в гости к родителям, там и сломался. Его «бумер» за считаные минуты погрузили на эвакуатор и отправились в обратный путь. В Минске мы были уже далеко за полдень. Оставили «БМВ» на станции техобслуживания, а сами на базу подались. Там постепенно перезнакомилась со всеми дежурившими в тот день механиками. Здесь водители только первого класса. Некоторые даже с высшим образованием. «В нашем деле еще и творческий подход важен, — заметил Виктор Войтюль. – Это лишь на первый взгляд кажется, что отыскать поломку, а затем и устранить ее — обычное дело». Убедиться в этом я смогла уже спустя каких-то полчаса. Мы снова в машине с Михаилом. На этот раз в легковой. На сленге механиков вызов называется «техничкой». Едем оказывать техническую помощь на улицу Некрасова. Около синего «БМВ» нас встречают два молодца. «Прикурить надо!» — выносят они вердикт. Михаил открывает багажник, до отказа набитый специальными инструментами и оборудованием, а также канистрами с топливом, достает оттуда длинные провода. Включает их в специальную розетку, другие концы закрепляет на аккумуляторе «БМВ». Но машина предательски молчит. Процедура повторяется несколько раз. Молодые люди, которые, судя по всему, очень торопятся на какую-то вечеринку, уже теряют надежду. Тогда Михаил достает заветные провода из розетки и подсоединяет их к аккумулятору своей машины. И – о чудо! – «БМВ» заводится. «Хорошо, эти ребята сразу определили, что случилось с их автомобилем, — говорит мой учитель на обратном пути. – А ведь часто приходится прямо на дороге выяснять, в чем проблема…» И тут наш разговор прерывает звонок. Диспетчер сообщает: на Кальварийской ожидает человек, в его машине сорвало бампер, надо снять его, так как обломки затрудняют движение. Не заезжая на базу, мчимся по новому вызову. Поломка кажется необычной даже механику. «Ауди» неудачно «поцеловалась» с другой машиной. Бампер откручиваем долго. Дело усложняется тем, что солнце уже садится. Приходится подсвечивать. Я подаю отвертки. На улице зябко. Очень хочется домой. Но рабочий день еще не окончен. Около восьми – очередной звонок. Опять «техничка». Едем в гаражный кооператив на Гурского. Стоит новенький «ниссан». Около него хозяин – молодой человек лет двадцати пяти. Говорит, не заводится. Благо Михаил прихватил с собой специальное устройство для запуска машины — бустер. А то проводами бы не достал до аккумулятора. Считаные секунды — и машина завелась. Просто волшебник этот бустер! А я-то думала, что бустер – это один из компонентов краски для волос. Механик позже мне скажет, что поломка в «ниссане» была пустяковой. Хозяин мог бы и сам завести машину. Скорее всего, у молодого водителя опыта нет. Может быть, руки не захотел марать. Таких клиентов у автопомощи тоже хватает. Мужчины в белых рубашках даже колеса самостоятельно не меняют, не говоря уже о замене свечей и тому подобного. А некоторые женщины даже капот открывать не умеют! По дороге получаем еще один вызов. На Чкалова надо поменять колесо. Приезжаем. Какая радость: наконец-то женщина за рулем! Вообще, почти половина клиентов автопомощи – дамы. Но сегодня был определенно мужской день. Мы быстро нашли общий язык с девушкой. Она рассказала, что сперва на помощь позвала своего бывшего мужа, но он даже колесо открутить не смог. Пришлось звонить в «002». Михаил, пока прилагал усилия, поведал, что чаще всего приходится ремонтировать именно «фольксвагены». Но тут же оговорился, что это не самый плохой автомобиль. Просто их больше всего в стране. Не меньше на учете в ГАИ «жигулей», но владельцы старых авто редко обращаются за спецпомощью. Они чаще сами ковыряются в своих машинах. Встречаются механикам и эксклюзивные модели авто. Там обычно автоматика отказывает. Или центральный замок срабатывает в самый неподходящий момент. Кстати, зимой механиков чаще зовут, чтобы замок открыть. При неожиданном морозе просто вал звонков с просьбой завести машину. Вообще, сотрудники автопомощи очень внимательно следят за прогнозом погоды. Если вдруг передают предупреждение об ухудшении климатических условий, то усиливают свою службу. На работу выходят даже те, у кого в этот день выходной. Помните летние проливные дожди, когда несколько десятков автомобилей просто скрылись под водой? Тогда «002» очень вовремя пришла на помощь. За что и получила благодарность не только от пострадавших автолюбителей, но и ГАИ. Кстати, БКА находится в самом тесном контакте с инспекторами дорожно-патрульной службы, и те при необходимости всегда вызывают автопомощь. …Домой в тот вечер я возвращалась уставшая, но довольная. Теперь буду знать, как колеса в машине менять…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter