Ангел, сошедший с небес

В жизни мужчины бывают разные женщины: красивые и ветреные, добрые и заботливые, завистливые и мстительные... Но каждому нужна одна — та самая, которая сумеет остаться сильной, когда мужчина почувствует себя слабым. У Александра Вирта некогда было все: любящая жена, работа в столице, трехкомнатная квартира... Болезнь поставила его на колени, а вот вдохнуть жизнь в ослабленного страдальца сумела... не законная супруга, а другая женщина. Лидия Алексеевна Борискина из деревни Калиновка Копыльского района ухаживает за больным, но от этого не менее любимым, мужчиной 22 года. И еще ни разу не пожалела, что однажды проявила заботу о брошенном первой женой Александре.

Тяжелобольному Александру ВИРТУ судьба подарила чудо-женщину.

В жизни мужчины бывают разные женщины: красивые и ветреные, добрые и заботливые, завистливые и мстительные... Но каждому нужна одна — та самая, которая сумеет остаться сильной, когда мужчина почувствует себя слабым. У Александра Вирта некогда было все: любящая жена, работа в столице, трехкомнатная квартира... Болезнь поставила его на колени, а вот вдохнуть жизнь в ослабленного страдальца сумела... не законная супруга, а другая женщина. Лидия Алексеевна Борискина из деревни Калиновка Копыльского района ухаживает за больным, но от этого не менее любимым, мужчиной 22 года. И еще ни разу не пожалела, что однажды проявила заботу о брошенном первой женой Александре.

Чернобыль «аукнулся»

1988 год. Второй месяц Александр лежит прикованный к койке в одной из минских больниц: «аукнулось» участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Частые головные боли и першение в горле его стали мучить через полтора года после возвращения домой из зараженной территории. Сначала стал загнивать копчик, его прооперировали. Затем пришлось сделать ряд операций на позвоночнике. Болезнь стала охватывать один за другим здоровые участки организма. Проснулись ранее дремлющие заболевания. Так красивый, полный сил, цветущий мужчина превратился в инвалида.

Александр сознавал, какая жизнь ждет впереди, но мужественно принял то, что случилось. Только вот понять, почему так бездушна к нему жена, не мог. Навестила его в больнице всего 2—3 раза. Да и то пробыла с ним Мария каких-то пятнадцать минут и, придумав очередную глупую отговорку, убежала домой. Потом визиты и вовсе прекратились. Жена подала на развод. И в самом деле: зачем ей инвалид с неизлечимой болезнью Бехтерева?..

Такая чужая и такая родная

Грусть, тоска и печаль уходили, когда он вспоминал Лидию — диспетчера автопарка, с которой Александр проработал не один год. Они всегда относились уважительно друг к другу. За два года до чернобыльской трагедии Лида похоронила мужа и жила с сыном. Когда беда случилась с Александром, навестила его один раз, другой... А потом стала заботиться о нем, как о маленьком ребенке.

Прежний муж Лиды — Павел — умер после долгой и мучительной болезни, и женщина знала, какие страдания испытывает больной человек. Своего умирающего супруга она поддерживала до самого конца, теперь же пришлось вступить в схватку с болезнью Александра.

Она встречалась с народными целителями, делала отвары из разных трав, покупала китайские и американские биологические добавки и многое другое, лишь бы как-то облегчить муки любимого человека. И когда Александру становилось немного легче, была от радости на седьмом небе. Врачи сочувственно смотрели на старания женщины, но твердили, что ее труды напрасны.

За два дня до выписки из больницы лечащий доктор сказал Александру, что болезнь Бехтерева коварная и полностью вылечить ее невозможно, но приостановить течение все же реально.

— Уезжайте в деревню, там чистый воздух, тишина, — сказал на прощание медик, назначил терапию, которая препятствовала развитию осложнений. — И, самое главное, занимайтесь физкультурой для укрепления спины.

После больницы однокомнатную квартиру, полученную после размена трехкомнатной в результате развода, Александр продал и переехал в деревню Калиновка Копыльского района. Лиду взял с собой.

Жизнь согнула в бамбуковую палку

Пока силы были, Александр обустроил старую хатенку и купил корову. Лидия в совхозе стала заведовать животноводческой фермой, а Саша потихонечку занимался домашним хозяйством. На подворье появились свиньи, утки, куры, купили автомобиль.

Все бы ничего, но вот анкилозирующий спондилит, который врачи обнаружили у Александра, стал поражать, кроме позвоночника, сердце, глаза, почки, печень. Состояние здоровья резко ухудшилось. Суставы окостенели, позвоночник стал напоминать бамбуковую палку. Мужчина не мог даже надеть рубашку, брюки, натянуть на ноги носки — любое движение приносило невыносимые страдания.

Наступило время, когда за Александром нужен был постоянный уход. Бесконечные бессонные ночи, когда Лидия пыталась облегчить боль неподвижному мужу, забирали последние силы у женщины. Она что-то спрашивала, предлагала, а в ответ слышала только стон больного. Александр засыпал лишь после сильного обезболивающего средства, тогда могла прилечь и Лида. С рассветом она опять вскакивала, хотя сон ее длился всего час-другой, редко чуть больше. И так изо дня в день…

Проходили годы. Родственники Александра, все как один, восхищались и удивлялись: с каким терпением, вниманием, любовью и добротой относится Лида к их Саше. Меж собой говорили: эта женщина достойна самого большого почтения за ее сердечность и мужество.

Однажды Лидия пригласила погостить в Калиновку свою мать Анастасию Николаевну Борейко. Та больше двух недель быть рядом с дочерью не смогла.

— Мне не тяжело помогать по домашнему хозяйству, — говорит мать Лидии. — Я просто не смогла постоянно видеть боль, страдания зятя и переживания дочери. Мое сердце разрывалось от жалости к Александру. Часто смотрела на Лиду, и помимо моей воли возникали нехорошие мысли: «За что же тебе, родная моя, такое испытание, за какие грехи доля несчастливая? Первый муж молодым умер от тяжелой болезни. Второй — инвалид, за которым необходим постоянный уход».

Анастасия Николаевна видела, что хоть дочь и сильно устает от физических и моральных нагрузок, но ни разу не пожаловалась на свою жизнь.

— Однажды я спросила: «Лида, ты не жалеешь, что добровольно связала свою судьбу с этим человеком? Бросила Минск, хорошую работу, добротное жилье, а теперь засучив рукава делаешь по дому и хозяйству то, о чем раньше и подумать не могла», — разговорилась Анастасия Николаевна. — «Мама, — ответила она. — Я искренне люблю Сашу, и чем больше отдаю любви, тем больше ее у меня остается».

— Люди знают, как я отношусь к мужу, удивляются моему мужеству и с восхищением смотрят на меня, — рассказывает сама Лидия. — Жить с Александром — это мой крест, но иной судьбы я не ищу. Страдания его — боль души моей, они судьбой предназначены.

Как здесь не вспомнить высказывание Жорж Санд, что «в жизни есть только одно счастье — любить и быть любимым». А все остальное два любящих сердца могут преодолеть. Даже страдания и боль.

Иван ЗАРЕМБО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter