Ангел пролетел
17.12.2009
И теперь ее дебютный диск опережает по продажам не только новый альбом Уитни Хьюстон, но и переизданные пластинки «Битлз».
Река абсолютной зрительской любви вышла из берегов. Сьюзан доказала, что от трэша до сенсации один шаг, а нам, зашоренным и заштампованным в своем восприятии (ну если без «прически» с тоннами лака — значит, очередная городская сумасшедшая), — стыд и срам. Мы настолько привыкли к «поющим трусам» на экране и на эстраде, что нормальный человек на сцене, одетый скромно, без кричащего варварства в образе часто уже не воспринимается. Достучаться до сердец телезрителей крайне тяжело. Но Сьюзан Бойл это удалось.
Наверняка для британцев шоу «Британия ищет таланты» — зрелище увлекательное, динамичное и непредсказуемое. Кто мог предугадать, что один из его участников взлетит на вершины национальных чартов? У нас же музыкальные программы и шоу, несмотря на их многочисленность и разнообразие, по–прежнему кормят только зажиревший шоу–бизнес, давно превратившийся в пародию на самого себя, ревностно отстаивающего свое место у кормушки — теле– и радиоэфиров. Да, попади Бойл к нашим «экспертам», шансов быть замеченной у нее явно не было бы. Ну сказали бы, что дама не без способностей. Или что у нас в опере через одну солистки так поют. И вообще, довольно небрежна она с музыкальной фразировкой, нет в ней динамики и с дикцией проблемы...
Но домохозяйке повезло попасть в нужное время и в нужное шоу. И теперь дебютный альбом I Dreamed a Dream ставит в Великобритании абсолютный рекорд по числу проданных копий. Британская Фрося Бурлакова взбудоражила весь мир.
Возможно ли у нас такое торжество народного творчества в эпоху тотальной безвкусицы? Кто вложит лишний миллион в никому не известную исполнительницу с феноменальными данными? Кто вообще заинтересован в том, чтобы найти феномен? С ним же потом совершенно непонятно что делать.
У наших продюсеров нет чутья на «самородков», нет заинтересованности в развитии отечественной эстрады, да и внутренняя культура явно не на высоте. По большому счету, они не могут спрогнозировать ситуацию, просчитать на два шага вперед. В то же время, прикрываясь некоей мифической продвинутостью, знанием процесса и музыкальных тенденций, всегда готовы поднять на свои «знамена» любое фрик–кабарэ или трэш–исполнителя — вспомним автора композиции «Белая стрекоза любви», героя рунета Николая Воронова. А потом раздуть из этой стрекозы информационного «слона». В подобной «фрик–музыке» будет все: провокация, вызов, ребячество и дилетантизм. Не будет лишь самой музыки. А если ты не фрик, а просто творческий человек, выпадающий из всех форматов и конъюнктурных требований рынка? Тогда как быть?
Очевидно, что в мировом шоу–бизнесе меняется сама возрастная парадигма: «бойз–бэнды» и девичьи группки вроде «Стрелок» уходят в прошлое. В моде опыт и зрелость. Робби Уильямс, мужественно поборовший алкогольную и наркотическую зависимость, снова выходит к слушателю, чтобы рассказать, «как это было».
У нас же по–прежнему продолжают насаждать ширпотреб. Каждая вчерашняя поклонница группы «Мираж» норовит объявить себя «принцессой ай–рэн–би». Никто не вкладывает средства в зрелых исполнителей, и это настоящая проблема. Мы забываем, что наша песенная традиция глубоко авторская, она всегда опиралась на индивидуальность исполнителя, а не на внешние эффекты. Каким бы зрелищным ни был мюзикл, наш слушатель всегда хотел услышать в песне историю и при этом увидеть в глазах исполнителя сопричастность к этому рассказу, сопереживание. Чтобы дождаться того момента, когда в самодеятельное искусство начнут вкладывать деньги, видимо, нужно обладать поистине ангельским терпением. Таким, каким обладает простая британская домохозяйка Сьюзан Бойл, дождавшаяся своего звездного часа, несмотря ни на что.