Не обижай слабого…

Анфиса и Роман

С вечера я поставил активных живцов на кружки, надеясь поймать щуку. Прекрасным августовским утром отправился к озеру и услышал шумный всплеск воды. «Наконец-то, — подумал я. — И, пожалуй, крупная…»


Подойдя еще ближе, увидел, что кружок перевернут и вокруг расплываются круги. Я взял спрятанные в кустах весла, сел в лодку и поплыл к ожидаемой добыче. Оказавшись ближе, насторожился. Что-то было не так… Наверх всплыл огромный баклан и, увидев меня, забился на воде еще сильнее.

Рыбаки считают бакланов, заполонивших Браславские озера, своими врагами. Этой прожорливой птице необходимо съедать по три килограмма рыбы в день, они активно охотятся и так же быстро размножаются. Говорят, что бакланов выжили с озер Чехии, и они перебрались в Прибалтику, но и оттуда их выгнали. На Браславах им рай. Озер множество — живи не хочу. 

Рассказывают, что помет этих птиц очень токсичный, потому есть уже несколько островов, где теперь не растет трава и высохли деревья. Не стану настаивать на этой версии. О проблеме писали журналисты не раз. Как ее будут решать и будут ли — не знаю. Зато как рыбак не единожды убеждался: когда бакланы выходят на охоту, можно убираться с озера. 

Слышал от рыбаков, что эта крепкая птица попадается на расставленные кружки. Вот и мой бедолага по жадности своей поторопился проглотить легкую добычу. Что оставалось делать?

С какой бы неприязнью я ни относился к этому существу, оставить в беде и ожидать, пока оно погибнет, не мог. Думаете, легко освободить такую крупную хищную птицу? Она царапается когтями, мощным клювом пытается нанести удар. Я вынужден был вернуться домой и надеть старые кожаные перчатки. Возился с бакланом долго, но все же освободил его от «тройника». Не в моих правилах бросать слабого в беде.

Лучшее время для рыбалки было упущено, и я решил заняться делами по хозяйству. В перерыве пил чай с сыром, а мысли приняли новый поворот… Вчера хоронили мужа моей соседки Анфисы. Два последних года Роман болел и ему требовался уход. Чем только не пыталась помочь и угодить ему верная Анфиса… А ведь, по словам соседей-свидетелей, он этого не заслуживал. Долгие годы супруг издевался над женой: досаждал не только своим пьянством, но и рукоприкладством. Все вытерпела бедная женщина и не стала мстить Роману, когда он стал немощным. Я не вмешивался в дела Анфисы и Романа. Но допускаю, что при всех превратностях они по-своему любили друг друга. Таких историй становится все меньше, ибо мир наш все практичнее и злее. Тем не менее не раз видел, как в противостоянии добра и зла первое обезоруживало второе.

Наверное, думалось мне за полуденным чаем, в истории с Анфисой и моим утренним происшествием с бакланом есть что-то общее, хотя ситуации разные.

Возможно, мои размышления на этот счет и вовсе не родились бы, если бы не знал и другие случаи из жизни.

Неподалеку от дороги, бегущей в лес, доживает свой век хромой Бирюк. Так его кличут, но имя у него другое. Люди и сейчас сторонятся его хаты, однако никому он зла не делал и не собирается. Просто все в этих местах еще не забыли, как однажды он сбил на своем жигуленке старшеклассницу Ольгу, когда поздним осенним вечером она возвращалась со школы. Сбил и удрал с места происшествия. Вычислить его труда великого не составило. Беда была в другом… Выяснилось, что девчонку вполне можно было спасти, если бы вовремя оказали помощь и доставили в больницу. 

Бирюк отсидел свой срок и продал автомобиль. С тех пор ездит на велосипеде, но односельчане не могут забыть ту историю. 

Поздним вечером, покончив с делами, я вновь сидел в беседке и размышлял на эту тему. У людей все же есть великое преимущество перед животными. Хотя имеется у нас и немало общего. Но звери в основном следуют инстинктам, и в природе мы нередко видим тот самый каннибализм… Более сильные съедают слабых. У нас же есть великое благо творить добро не только себе подобным, но и братьям нашим меньшим. Может, поэтому сегодня утром у меня даже мысли не возникло избавиться навсегда от ненавистного мне баклана. Конечно, и в нашей так называемой человеческой среде случается всякое — мир не без уродов. И все же творить добро, поддерживать слабых и немощных — наша прерогатива. 

Поразмышляв на эту тему, я пошел к озеру, сел в лодку и убрал с воды все мои пять кружков. Щуку можно поймать и на спиннинг. 

Когда вернулся домой, сумерки стали еще плотнее. По всему чувствовалось, что и завтрашний день выдастся на славу. Впрочем, какой бы ни была погода, она никогда не бывает плохой для добрых дел.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter