Анфас и в профиль

Видеодомофоны и видеокамеры входят в моду
Видеодомофоны и видеокамеры входят в моду

К тому, что в банках, супермаркетах, на вокзалах за нами следят системы видеонаблюдения, многие давно уже привыкли. Не вызывает недовольства и появление видеокамер на стадионах, оживленных автомагистралях, в местах проведения массовых мероприятий, где эти устройства помогают контролировать ситуацию. Но ведь «навороченную» видеотехнику сегодня приобретают не только профессионалы (для работы), но и любители. Скрытые, проводные и беспроводные камеры, «видеоглазки», видеодомофоны и «пин–холлы» устанавливают в своих домах и квартирах как бизнесмены, так и горожане среднего достатка. Одни — в целях охраны, другие — ради забавы, третьи — чтобы шпионить за супругом или прислугой.

...Скрытая видеокамера в квартире могилевчан Тарасовых появилась с подачи главы семьи. Когда из дома стали испаряться деньги, родители поначалу грешным делом подумали на сына. Дескать, не хватает подростку на карманные расходы, вот и таскает по 3,5 тысячи из их кошельков. О том, что наказали так и не признавшего свою вину мальчишку напрасно, они всерьез задумались после того, как из семейной «заначки» бесследно исчезло почти 100 долларов, а из шкатулки — золотое колечко. «Ребенок бы так обнаглеть не посмел», — решили оба и начали (а куда деваться?!) присматриваться к друзьям. Тем более что пропажу обнаружили аккурат в день рождения одного из супругов, после того как гости разошлись по домам. Вора изобличили довольно скоро. 13–летнего приятеля сына видеокамера запечатлела в профиль и анфас, когда тот, оставшись один в комнате, шарил в дамской сумочке, откуда стащил в итоге 20–долларовую купюру...

— Наивно полагать, что шпионят только за поп– и кинозвездами, — уверял меня продавец видеосистем Сергей, с которым я познакомилась по рекламному объявлению. — Одна дамочка, покупавшая у меня миниатюрную скрытую видеокамеру, честно призналась, что хочет выяснить, верен ли ей супруг. Знаю, что с помощью подсматривающих устройств некоторые следят за своими домработницами или нянями. Да и студент из моего же дома у меня «видеоглазок» взял. И целый день потом развлекался, наблюдая за соседями. Говорил, кадры получились еще те, передача «За стеклом» отдыхает: тихоня соседка прямо на лестничной клетке закатила мужу жуткую сцену ревности, солидный дядя собирал валяющиеся на ступеньках окурки, а юная красотка из квартиры напротив в ожидании лифта ковыряла в носу.

Кто стучится в дверь мою?

Человеческие эмоции в любом их проявлении — радость или горе, ненависть или любовь — притягивают взгляд помимо нашей воли. Особенно эмоции не отрепетированные, «киношные», а неподдельные, настоящие. И все же людей, устанавливающих системы видеонаблюдения исключительно для того, чтобы знать, к кому из соседей ходит любовник, и что еще живущие рядом тщательно скрывают от посторонних, — единицы. Как правило, видеокамеры покупают желающие обезопасить себя и свое жилище от непрошеных гостей. Одни для этой цели заказывают проводную или беспроводную видеосистему, другие — видеодомофоны. Похоже, последние входят в моду. Удобная вещь. Во–первых, видишь, кто топчется у подъезда, и решаешь, впустить ли тебе этого гостя. Во–вторых, знаешь, кто приходил в твое отсутствие, поскольку камера фотографирует всех визитеров — и тех, кому открыли, и тех, чей звонок остался без ответа.

— Видеодомофоны снабжены специальной панелью, которая устанавливается в квартире и благодаря которой жилец видит «картинку», — объяснил мне директор могилевского общества «Электронная система безопасности и связи» Евгений Сергиенков. — Поскольку видеодомофон оснащен инфракрасным прожектором, разглядеть можно даже пришедшего ночью. Устройство антивандальное, так что уничтожить его хулиганам не удастся. Кстати, совет всем: приобретайте только антивандальные системы видеонаблюдения, в противном случае довольно скоро рискуете лишиться недешевого (видеодомофон с черно–белым монитором стоит около 700 тысяч рублей, с цветным — на порядок дороже) помощника. Среди могилевчан пострадавшие уже есть: не успевали люди нарадоваться покупке, как какие–то оболтусы разбивали или воровали видеокамеры.

Продавцы уверяют, что пользуются спросом и миниатюрные (размером 2 — 2,5 квадратного сантиметра) квадратики — «пин–холлы», с помощью которых можно снимать то, что находится от вас на расстоянии 2 — 15 метров. Такие штучки стоят сравнительно недорого — от 80 тысяч, неприметны и незаменимы как раз для тех, кто решил проверить на порядочность свою вторую половину или домработницу. Если разрешение и угол обзора неплохие, с помощью «наблюдательного квадратика» можно проследить не только за тем, что делается в той комнате, где он спрятан, но и в соседней. Устройство можно оснастить более мощным передатчиком, который увеличит дальность действия мини–камеры и улучшит качество принимаемого сигнала. Покупают могилевчане и видеокамеры. Цветные беспроводные китайского производства (цена — от 40 до 120 у.е.) и проводные (эти дешевле — от 20 — 30 долларов).

«Один клиент заказал роботизированную, с массой всяких «наворотов» видеокамеру, с углом поворота 360 градусов в секунду, — рассказал менеджер одной из могилевских компаний Александр Матвеенков. — Стоит такая «игрушка» от 2,5 тысячи у.е., она — прекрасный охранник. Установленная на улице (как правило, такие видеокамеры приобретают владельцы престижных коттеджей), видит все, что происходит на расстоянии 20 — 30 метров от дома. В том числе и в кромешной темноте».

Свидетель или улика

Кстати, если вы с помощью видеокамеры вычислили преступника, который втихаря таскает урожай с ваших грядок, вряд ли этот «компромат» пригодится вам в суде. «Бытовая съемка не дает оснований для возбуждения уголовного дела и не рассматривается как доказательство вины, — говорит заместитель председателя Могилевского областного суда, председатель коллегии по уголовным делам Игорь Прошко. — Кассета может быть признана вещдоком лишь в исключительных случаях, если видеозапись санкционирована прокурором или судом и выполнена с соблюдением целого ряда условий, установленных законом».

Если в качестве свидетельства кассета в суде не проходит, то запросто может стать уликой. Согласно статье 179 УК за «собирательство и распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица без его согласия» (к примеру, вы неделю снимали «реалити–шоу» о жизни симпатичной соседки и решили показать ее «истинное лицо» всему дому), грозит наказание — ограничение или лишение свободы на срок до 3 лет.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter