Беларусь находится на пороге очередного электорального цикла. Впервые в истории страны он будет проходить по обновленным правилам, закрепленным в Конституции 2022 года. Об актуальных вопросах избирательного процесса, волнующих белорусское общество, мы беседуем с председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимиром Андрейченко.
СКАЗАНО
— Одно из важнейших условий суверенитета и независимости — народное единство. Мы, белорусы, всегда демонстрировали его в переломные моменты истории. Именно единство давало нам силы для победы над врагами и обстоятельствами.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 г.
— Одно из важнейших условий суверенитета и независимости — народное единство. Мы, белорусы, всегда демонстрировали его в переломные моменты истории. Именно единство давало нам силы для победы над врагами и обстоятельствами.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 г.
Особенности труда парламентариев
В своем выступлении в начале 2023 года Президент нашей страны Александр Лукашенко отмечал, что текущий год будет особенным: «Особым он будет в том числе в плане подготовки к важнейшим политическим событиям — электоральной кампании. В 2024 году у нас пройдут одновременно выборы в Парламент и местные Советы депутатов. И впервые фактически в новом формате — выборы делегатов Всебелорусского народного собрания. Все эти процессы будут проходить практически одновременно. Это большой, конечно же, объем организационной работы, подготовительной».Именно этой незаметной внешне подготовительной работе и была посвящена существенная часть деятельности Палаты представителей Национального собрания Беларуси в 2023 году. Переработка законодательства в соответствии с положениями обновленной Конституции страны, внесение дополнений и изменений в основополагающие правовые акты — это важнейшие этапы труда парламентариев.
К чести депутатов, основной объем работ был выполнен своевременно, а уже 16 февраля 2023 года Президент подписал обновленный Избирательный кодекс страны. В нем оптимизирован порядок образования избирательных округов, формирования ЦИК и системы избирательных комиссий, закреплена норма о недопустимости иностранного гражданства (льгот) у кандидатов в депутаты, исключен порог явки избирателей на выборах в Палату представителей, уточнен порядок досрочного голосования и использования фото‑ и видеосредств.
Важнейшая новация законодательного акта — запрет «на финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами, организациями, гражданами», что направлено на устранение предпосылок внешнего манипулирования избирательным процессом.Параллельно велась разработка новых законов «Об основах гражданского общества», «О Всебелорусском народном собрании», вносились изменения в законы «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О политических партиях», «Об общественных объединениях».
Согласно планам корректировка национального законодательства в соответствии с положениями обновленной Конституции должна была завершиться до 15 марта 2024 года, однако в части, касающейся избирательных норм и механизмов, работа практически выполнена.
Проделан титанический труд, результаты которого реализованы в десятках законодательных актов, раскрывающих особенности национальной модели развития. В государстве уточнено избирательное законодательство, создана основа для демократического развития, обеспечения суверенитета страны и отстаивания национальных интересов в политической сфере.
Электоральный суверенитет
Неотъемлемое право суверенного государства — самостоятельно, без вмешательства и указаний извне проводить электоральные кампании, а общества — делать осознанный, демократический выбор. В этом и заключается народовластие, составляющее основу белорусской государственности.Вместе с тем западные страны уже не одно десятилетие не признают результаты наших выборов — ни президентских, ни парламентских. Белорусов постоянно пытаются учить демократии, обвиняют в нарушении избирательного законодательства и «отсутствии свободы», в пассивности и аполитичности.
Сам избирательный процесс используется как средство вмешательства во внутренние дела страны, смены существующей политической системы и векторов развития. Для этого задействуются наработки в сфере теории и практики «цветных революций», активно эксплуатируются пробелы в национальных законодательствах и разжигаются внутренние противоречия.Зачастую международные политические институты превращаются в инструменты эскалации и продвижения собственных интересов. Большинство из них давно не являются независимыми и демократичными.
Сама демократия в западной интерпретации утратила свою суть как власть народа и превратилась в автократию, защищающую право грабить других.В этой связи целесообразно более пристальное внимание уделять обеспечению электорального суверенитета государства. Мы не должны оправдываться ни перед «международным сообществом», ни перед правозащитными организациями. Нам следует действовать исключительно в рамках национального законодательства, проводить выборы по установленным в стране правилам и в интересах белорусского народа.
Беларусь открыта для конструктивного, равноправного диалога, но не потерпит диктата и высокомерия в отношении себя, не будет воспринимать поучений и менторского тона ни от кого. В нашей Конституции закреплено, что «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в стране является народ». Это важнейший принцип национального народовластия и основа независимого развития, реализуемые через электоральный суверенитет.
Партийное строительство
В настоящее время в стране завершается реформирование отечественной партийной системы, а политические партии проходят процедуру перерегистрации. Сегодня свою состоятельность подтвердили Коммунистическая и Либерально‑демократическая партии, Республиканская партия труда и справедливости, а также Белорусская партия «Белая Русь». Все они выступают за конструктивное развитие страны и содействуют реализации и защите прав, свобод, интересов человека и гражданина. Сама политическая борьба обретает конструктивный вид и применяет адекватные способы отстаивания интересов различных слоев общества.Существенно усовершенствована национальная избирательная система. В обновленной Конституции закреплено право выдвижения кандидатов в депутаты за политическими партиями, что расширяет их возможности по влиянию на процессы, происходящие в стране.
В рамках национального партийного строительства учитывается и творчески используется международный опыт деятельности в данной области.
История свидетельствует, что эксперименты в политической сфере, как правило, приводят к трагическим последствиям. Не случайно статья 5 Основного Закона страны «запрещает создание и деятельность политических партий, а равно и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды».Это взгляд в будущее и реализация на практике принципов толерантности и национального единства. Каждый, кто готов работать на развитие и процветание страны, может воплотить свои идеи в жизнь через обновленную партийную систему и активную гражданскую позицию. Для этого созданы необходимые условия, а созидательная инициатива только приветствуется.
Республика Беларусь состоялась как суверенное, независимое и самобытное государство. Пройден нелегкий путь, на котором были войны, исторические потрясения и катаклизмы.Сегодня основа нашего будущего — в народном единстве, созидательном развитии и эволюционном совершенствовании, на базе революционных изменений в технологии и производстве. Последовательно делать наш общий дом краше, а жизнь людей лучше и комфортнее — в этом суть белорусской государственности.
Жить заботами людей
Белорусский народ своей историей доказал право на самостоятельное развитие. Все достижения страны — это дело рук наших граждан, которые своим трудом создают национальное богатство и формируют базовые принципы общества.Сегодня Беларусь — островок стабильности и духовности, пример истинно демократичного и политически справедливого государства. Мы отдаем себе отчет, что это многих не устраивает за пределами страны, а попытки «обратить нас на путь истины» будут продолжаться. В этой связи предстоящая электоральная кампания — очередная проверка белорусского общества на прочность.Не вызывает сомнения, что в структуры выборной власти должны прийти состоявшиеся профессионалы, обладающие жизненным опытом, занимающие активную жизненную позицию, готовые к созиданию. Важнейшими критериями для народных избранников следует определить патриотизм, готовность жить заботами людей и отстаивать интересы страны. Именно они позволят сохранить базовые основы развития белорусской государственности — честность и социальную справедливость.
Власть на протяжении десятилетий выполняет все взятые на себя обязательства, действует в интересах народа, а наиболее важные вопросы выносит на всеобщее обсуждение.
Это и есть суть истинной демократии — единство народа и власти, которое позволяет преодолевать все препятствия, успешно противодействовать экономическому и информационному давлению, обеспечивать сохранность национальной самобытности и культуры, создавать условия для развития и процветания государства и его граждан.Наше будущее в наших руках. Мы создаем его вместе, живя собственным умом и рассчитывая на собственные силы, сохраняя и приумножая наследие предков, следуя традициям и общечеловеческим принципам, созидая и делая свой дом лучше.