В гостях у проекта «Код личности» на «СБ ТВ» – журналист Андрей Муковозчик

Андрей Муковозчик: «Самое главное сейчас — учить патриотизму, любви к Родине»

Андрей Муковозчик называет себя счастливым человеком. А быть лучше, признается, ему помогают дети — у известного журналиста их, к слову, четверо. Но не только о личном спрашивали Андрея Николаевича гости студии «СБ ТВ». Патриотизм, борьба с фейками, защита интересов Беларуси, включение в санкционные списки и (неожиданно!) качества, которые импонируют ему в Главе государства, — на каждый из вопросов Андрей Муковозчик отвечал развернуто и обстоятельно. А потому — смотреть обязательно!

Начинайте действовать

Профессионала, уверен Андрей Николаевич, из человека сделают на работе. Задача школы и университета в первую очередь — воспитать патриота. Причем заниматься этим нужно начинать как можно раньше.

— Самое главное сейчас — учить патриотизму, любви к Родине, понятию «свой‑чужой». Не так давно на факультете журналистики БГУ создали наблюдательный совет. В его состав вошли в том числе министр информации, руководители крупнейших республиканских СМИ, представители Министерства образования и БГУ. Зачем это было нужно? А потому что выяснилось, что начиная с 2020 года факультет журналистики или не готовит специалистов для государственных СМИ, или готовит отвратительно. Часть выпускников оказалась за границей, в оппозиционном лагере… Именно поэтому были приняты настолько серьезные меры, — пояснил Андрей Муковозчик.

Поделился он и впечатлениями от недавней встречи с молодыми журналистами:

— Мы пришли на нее с директором — главным редактором издательского дома «Беларусь сегодня» Дмитрием Жуком. И вот представьте: сидят студенты от первого до третьего курса. Дмитрий Александрович спрашивает: «Вы хоть загуглили, кто пришел с вами пообщаться?» Молчат. И у меня возник вопрос: «А какой ты, с позволения сказать, журналист, если азами профессии даже не интересуешься?» И вот сидят перед нами эти «профессионалы», в основном безразличные, мало что знающие… А ведь и нужно‑то просто хорошенько разозлиться, встрепенуться и начать действовать: интересоваться, читать, вникать… Но были и нормальные люди. Например, один третьекурсник, который не стеснялся, задавал вопросы, — вот с ним бы я с удовольствием поработал. А тех, кто пришел за корочкой, безжалостно выгонял бы…

Один из вопросов касался методов борьбы с фейковой информацией. Муковозчик первым делом объяснил гостям студии, что главная задача фейков — задеть за живое.

— Они не информацию вам в мозг вкладывают, а эмоцию. Это не вы так думаете, это они так решили. Поэтому здесь выбор каждого: пить из лужи или пить очищенную воду.  
Мой вам совет: читайте государственную прессу. Она, может быть, где‑то немного скучна или не освещает события, которые интересны лично вам, но она как мама: она вам не враг. Она — за вас. А все остальные для вас чужие, они вас используют и выбросят.  
Государственная пресса помогает вам дорасти, а экстремистская играет на ваших эмоциях.

Каждый имеет право получать информацию — с этим сложно поспорить. Но есть нюанс.

— Приведу такую аналогию. Каждый ребенок имеет право есть чипсы и пить колу хоть каждый день, правильно? Но какой нормальный родитель это допустит? Право‑то у него есть, а вот мозгами он пока не дорос, чтобы понять: эти чипсы и кола ему потом еще аукнутся. То же самое касается и потреб­ления информации. Человек имеет право читать абсолютно все, что ему вздумается, но только в случае, если он дорос до определенного уровня. До этого информацию ему должны фильтровать — в семье, в школе, в университете.

На личном примере

«Как стать таким же уверенным в себе и раскрепощенным?» — вопрос от студента исторического факультета Белорусского государственного педагогического университета, кажется, сразу попал в цель. Андрей Муковозчик рассказал ребятам, как он, физик по образованию, пришел в журналистику, резюмировав:

— Я никогда не был застенчивым. Определенные лидерские качества присутствовали во мне с детства: выйти вперед, повести за собой, взять на себя ответственность — это все было. В этом смысле на физфаке БГУ мне тоже было нетрудно. Всему можно научиться — даже быть публичным человеком. Лекторами не рождаются, ими становятся. Классический пример — древнегреческий оратор Демосфен, который был картав, косноязычен, имел тихий голос. Но он стал оратором. Существует легенда о том, что Демосфен набивал полный рот камней, стараясь при этом говорить четко и ясно, тренируя таким образом красоту и правильность речи. В конце концов он заставил людей себя слушать. Надо выходить на публику, делать ошибки, стараться не повторять их, анализировать — и тогда все получится.

Впрочем, дать слабину Андрей Николаевич тоже может. Но лишь в одном случае — дома, когда он уже не журналист на информационной передовой, а заботливый папа и любящий муж:

— Дома я такой, какой есть. Дети помогают мне становиться лучше. Когда я с ними, стараюсь не отвлекаться на интернет, а просто быть папой: строить, копать, играть в догонялки. Но признаюсь честно: педагог из меня слабенький. У меня просто не хватает терпения выдержать десяток наивных детских вопросов. А что касается воспитания, то никаких уроков мужества или скучных лекций, только личный пример.

Что такое хорошо, что такое плохо

К слову, когда его называют пропагандистом, Муковозчик ничуть не обижается. Убежден: в словах «пропаганда» и «пропагандист» нет ничего плохого. Оппозиционные СМИ — те же пропагандисты, но лишь тех идей и установок, которые ими движут и за которые им платят. В отличие от них журналисты государственных СМИ отстаивают в первую очередь интересы государства и белорусского народа, обращает внимание Андрей Николаевич:

— Агитация и пропаганда существуют в любом государстве с момента его зарождения. И здесь важно понимать: не будет нашей агитации, будет чужая. Другими словами, если пропагандой не займемся мы, то придет западная. Естественно, вы можете читать только экстремистские ресурсы. Точно так же, как можете бухать целыми днями и валяться под забором, — и то, и другое ваше право. Но при этом вы тупо превратитесь в животных. Просто отдавайте себе отчет в том, что ничему хорошему там не научат. Единственная задача оппозиционной прессы — выполнить западный заказ, который заключается в том, чтобы сделать из Беларуси колониальную страну.

Андрей Муковозчик признался, что включение в санкционные списки Европы он воспринял спокойно:

— Да, сейчас Европа для меня закрыта. И все страны, которые гнутся под Европу, тоже. Поэтому присматриваюсь к восточному вектору. Я, например, ни разу не был в Узбекистане, очень хочу увидеть Самарканд. Или та же Россия: Байкал, Алтайский край… Там только копни, а дальше уже исследовать, наслаждаться и путешествовать можно бесконечно.

«Какое качество вам больше всего нравится в нашем ­Президенте?» — вопрос, заданный под конец беседы, который Андрея Муковозчика, казалось, не смутил, а лишь еще больше раззадорил.

— Пожалуй, его беззаветная «адданасць» — лучше этого белорусского слова я сейчас не подберу.  
­Президент предан своему делу от начала и до конца. А его дело — это наше государство и его народ. А еще наш ­Президент — человек очень отважный. Было столько моментов, когда нужно было единолично принять важное решение. И он брал его на себя. 
Это тяжкий груз, поверьте. Я знаю это по своему маленькому опыту, а ему с этим приходится жить каждый день… Знаете, когда на меня наезжают, потому что я пропагандист, мне не страшно. Страшно за семью. Я тогда представляю, что их нужно закрыть спиной, защитить. Вот у ­Президента так же, но уже по отношению ко всей стране. Я не знаю другого такого политика. И мне, и вам повезло жить с ним в одно время.

leonovich@sb.by

Полную версию беседы смотрите на YouTube‑канале «СБ ТВ».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter