Андрей Баранов: «Плюсы у моего возраста есть, а о минусах я пока не знаю»

Премьера рубрики: «Молодой менеджер»
Премьера рубрики: «Молодой менеджер»

Моя первая реакция: «В тот ли кабинет я попала?» На вид — студент. Максимум — начинающий менеджер, классический «белый воротничок». Однако через несколько минут разговора понимаю, что передо мной — профессионал. Немногословный, по–современному мыслящий и по–хорошему амбициозный. Таким, по-моему, и должен быть директор преуспевающего предприятия. Лет 20 назад, несмотря на деловые качества, кресло руководителя ему помешал бы занять возраст. В те времена не принято было назначать на высокие посты молодых. Плановая экономика не сильно нуждалась в свежих идеях и незашоренном взгляде. Сегодня же ровесников генерального директора знаменитого гомельского «Спартака» Андрея Баранова все чаще можно увидеть в директорских кабинетах. Их энергия, задор и нетрадиционные подходы помогают предприятиям выдерживать жесткую конкуренцию на рынке. Тем не менее я не смогла удержаться, чтобы не задать самым первым именно этот вопрос:

— Андрей Евгеньевич, извините, сколько вам лет?

— В июне будет 29. А что?

— Честно скажите, на таком посту столь молодой возраст не мешает?

— Поначалу многие точно так, как и вы, удивлялись. И немного опасались. Но то была первая реакция. Узнавали ближе — и отношение менялось. Когда ты стремишься делать все на совесть и по уму, то возраст уже не имеет значения. Да и спрашивают с тебя по полной программе.

— То есть «простите, молод, ошибался» — в вашем положении не проходит?

— Скидки обычно делаются всем «молодым» руководителям, независимо от возраста, но, поверьте, очень недолго.

— Такое ощущение, что вы к директорству еще в нархозе готовились.

— Да ничего подобного. После распределения сначала работал юрисконсультом в одном из управлений «Белтрансгаза». Спустя время здесь же — руководителем юридического отдела. А потом появилась возможность перейти на «Коммунарку».

— И через год — заместитель генерального директора гомельской кондитерской фабрики... Стремительный карьерный рост.

— Я долго думал, когда поступило предложение перейти на фабрику замом генерального. Потом сказал себе: вряд ли будет второй шанс, нужно рискнуть. Когда встал вопрос уже о должности директора, опять думал — неделю. На тот момент я четко видел груз проблем, которые придется решать. Более двух тысяч работающих, одно из градообразующих предприятий города... Теперь я, конечно, сжился с чувством, что за все отвечаю лично. А поначалу от одной мысли — мурашки по коже.

— Наверное, рабочие дни — круглые сутки?

— У нас несколько иной подход: строить так рабочий день, чтобы решать все вопросы в отведенные для этого часы. Разумеется, случаются обстоятельства, когда приходится задерживаться и просить о том же персонал. Но это делается лишь при острой необходимости, когда по–другому нельзя. Ночные бдения на фабрике не поощряются. Есть время для работы. Есть время для отдыха. И такое четкое разделение только на пользу делу.

— А в коллективе как восприняли ваш новый статус?

— Хорошо. К моей радости и управленцы, и рабочие очень помогали. Одни — профессиональными советами. Другие — пониманием сложностей и проблем, которые были на фабрике. Скажем, стоим мы перед выбором: направить средства на прибавку к зарплате или покупку оборудования. Объясняю в цехах, что без обновления у нас нет перспектив. Люди понимают. Соглашаются. Верят мне, значит.

— Может, делают скидку на возраст: мол, в сыновья годится?

— Наш коллектив молодостью не удивить. Учредителями нашего ОАО давно заведено: искать кадры в цехах. Толковые молодые ребята реально могут получить руководящую работу. Есть примеры, когда пришел грузчиком, поработал, пошел по ступенькам, стал заместителем начальника отдела снабжения. Или рабочий из цеха переместился на должность начальника отдела упаковки. Современный менеджмент предполагает амбициозность, компетентность, рост, корпоративность. Я сторонник таких «кадровых подходов».

— Значит, сейчас спокойно ходите на работу...

— Сейчас я получаю удовольствие от того, что делаю. От того, что ставятся сложные задачи и решаются. Радуюсь тому, что происходит на «Спартаке». Целый год команда предприятия вынашивала новый проект. И вот — во втором квартале запускаем новый цех. Это будут абсолютно неизвестные для белорусского рынка технологии и абсолютно новая продукция. Я бы сказал, для фабрики начинается новейшая история. Ради такого результата стоит вкладывать душу в дело и рисковать. Стоит еще и потому, что лично я уверен: белорусские кондитерские фабрики ничем не уступают известным зарубежным компаниям. Лет пять назад витала идея о слиянии отечественных кондитеров в холдинг по примеру других стран. Возможно, сейчас пришло то время. На мой взгляд, чтобы сегодня достойно конкурировать с мировыми брэндами, нужна сильная команда. А предложить нам есть что. «Спартаку» более 80 лет. Славные традиции. Продажи в зарубежных странах показывают, что продукция востребованна. Надо лишь активнее продвигаться на рынки и настойчивее себя рекламировать. Мы — среди лучших, и покупатели, которые нас узнали, понимают это.

— Вы, очевидно, в отличие от руководителей старшего возраста, к рекламе относитесь с профессиональной серьезностью?

— А без нее, знаете ли, никак. Стоит сойти с бигбордов, газетных страниц и телевизионных экранов, конкуренты быстро занимают нишу в покупательском сознании. Вот в марте и планируем развернуть широкую рекламную кампанию в Беларуси и за ее пределами. Мы продолжаем активное продвижение на рынки стран бывшего Советского Союза. В минувшем году значительно нарастили там экспорт. Гомельский шоколад в этих странах помнят еще с советских времен. Но чтобы не сбавлять обороты, нельзя останавливаться даже на минуту.

Сегодня директор должен жить многочисленными интересами. И курсом европейских бирж, и планами цеха, и поиском новых рынков, и новыми технологиями, и состоянием фабричной инфраструктуры, и озабоченностью нашей работой со стороны облисполкома... Да всего не перечислить.

— Амбиции, риск... Не боитесь делать лишних движений? Вдруг ошибетесь?

— Нет страха. Наверное, это плюсы молодости. И потом, я не считаю лишним советоваться со старшими товарищами. Склоняюсь к тому, что от коллективного мышления короче путь к золотой середине и верным решениям. Да и философия учредителей такова: нужно постоянно держать руку на пульсе, ловить идеи из воздуха и реализовывать их, пусть даже с долей риска, иначе не выжить.

— Мы все о плюсах. А минусы у руководящей молодости есть?

— Наверняка есть. Только я о них пока ничего не знаю.

Справка «СБ»

Андрей Баранов, генеральный директор СП ОАО «Спартак». В 2001 году окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «Хозяйственное право». С 2006 года возглавляет гомельскую кондитерскую фабрику.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter