Отчет Брестской области перед рабочей группой Администрации Президента о состоянии строительной отрасли не принят

Анатомия строительных проблем

Отчет Брестского облисполкома перед рабочей группой Администрации Президента не принят...

Отчет Брестского облисполкома перед рабочей группой Администрации Президента, анализирующей состояние строительной отрасли, не принят. Для того чтобы подготовиться ко второй попытке, назначен месячный срок. «Не принят» — это еще мягко сказано. Дело ведь не только в отчетных цифрах. Был забракован сам подход местных властей к решению перезревших проблем. «Вы не решаете одни, создаете другие и при этом ищете виновных», — такими словами председательствующий, руководитель Администрации Президента Андрей Кобяков оценил доклад заместителя председателя Брестского облисполкома Виктора Саковского. Столь резкие оценки на заседании рабочей группы прозвучали впервые.


Начал докладчик оптимистично. Все жилые дома, которые строятся с превышением нормативных сроков, к декабрю сдадим. По состоянию на 1 июля в области имеется 125 проблемных домов. Из них многие были заложены сельхозорганизациями еще в начале 90–х годов за свои средства, они остались недостроенными, требованиям времени не соответствуют, 33 вообще будут демонтированы... Но 29 многоквартирных домов будут введены, заверял докладчик. Включая и два наиболее проблемных, которые не достроила скандально известная компания «Облик». Их в качестве заказчика принял на себя УКС, достраивает знаменитый стройтрест... Проблем нет, заверял В.Саковский.


Главное, как известно, кроется в деталях. Члены группы в эти детали вникли, и что же? Выяснилось, что достроить проблемные дома возможно лишь при условии, что дополнительно будет выделено 200 млрд. рублей.


Последовали вопросы. «Где намерены эти деньги взять?» — «Мы обратились в Правительство...» — «Почему денег не хватило?» — «Это следствие проблем 2011 года...» — «Но дома были начаты в 2008–м, и к тому времени их следовало уже построить!»


Надо ли говорить, как ждут конкретных ответов обманутые «Обликом» дольщики: когда дома будут достроены и сколько это будет стоить? Ответов, как выяснилось, пока нет. Хотя бы потому, что нет ясности с финансированием: стройтрест работает фактически на свой страх и риск. В.Саковский сослался на суд: он, дескать, внесет ясность.


Сопредседатель группы, председатель КГБ Валерий Вакульчик поставил вопрос ребром: где вы были раньше, когда громоздили «пирамиду»? Почему люди продолжали нести свои деньги, когда другие уже были обмануты? Ответ удивил. Дескать, граждане должны бы это знать, о проблемах «Облика» уже сообщали газеты, телевидение... Андрей Кобяков настаивал: а где были вы? Почему сами с людьми не работали, почему по телевизору, в газете все не разъяснили, плакат, наконец, на стройке не повесили?..


По–моему, это был ключевой момент напряженного разговора. В многочисленных публикациях о проблемах обманутых дольщиков «СБ» не раз обращала внимание на этот парадокс. Дольщики обмануты, жалуются в исполком, а их адресуют в суд. Но разве не местная власть отвечает за все стройки на своей территории? Разве не она их согласовывает или инициирует? Почему не отвечает за последствия, перекладывая это на суд, а если и отвечает, то как–то неубедительно? Административное порицание чиновнику, санкционировавшему провальный проект (не важно, чем он при этом руководствовался: безразличием, некомпетентностью, корыстным интересом), никак не утешит пострадавших. И даже уголовная статья виновному не утешит. Он отсидит, выйдет и едва ли деньги вернет. Как заметил Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон, имущества «Облика» не хватит, чтобы возместить нанесенный людям ущерб.


В ходе дискуссии прозвучало мнение, которому, уверен, будут аплодировать многие. Прежде всего те, кто только намерен строить, но опасается быть обманутым. Валерий Вакульчик предложил: своим имуществом или деньгами должен отвечать не только непосредственный виновник инвестиционного провала, но и те, кто его допустил. Это пока лишь полемичное мнение. Если оно и будет реализовано, то, разумеется, в строгих законодательных рамках. Но принципиально важна уже постановка проблемы в таком ракурсе.


...Вторая часть доклада Виктора Саковского, которая касалась реализации инвестиционных проектов в Брестской области, также была категорически отвергнута. И здесь в фокусе внимания оказались не цифры, а стиль, методы работы. Важно не то, что было расторгнуто столько–то договоров с несостоятельными инвесторами, а то, что такие договоры вообще были заключены. Что репутация инвесторов не проверялась, их проекты имели сомнительную значимость, но при этом получали льготный режим и преференции.


Замечу, что несостоявшийся отчет Брестской области значился лишь одним, причем последним вопросом в повестке дня заседания рабочей группы в минувший четверг. Но красноречиво выявил весь смысл происходящего, его вектор. Такого в строительстве не должно быть! Задержки на месяцы и годы, обман, криминал — это лишь крайние случаи. Пока не настроен, увы, весь механизм отрасли.


В чем корень проблемы, корреспонденту «СБ» после заседания рассказал Олег Дашкевич, главный инженер — технический директор ОАО «Минскпромстрой». Это фирма! Она, напомню, строила не только главные промышленные объекты Минска (МАЗ, МТЗ, завод холодильников, камвольный и тонкосуконный комбинаты), но и множество социальных, включая жилье. В частности, водно–тренировочный комплекс в минском микрорайоне Уручье, три пусковых объекта на реконструкции «БелЭкспо», выразительный офис Белорусской калийной компании на проспекте Машерова... Они вводились досрочно (иногда на многие месяцы), при этом реальная стоимость объектов оказывалась ниже контрактной. Но никаких премий за это и даже предусмотренных договорами бонусов подрядчик не получил.


Что это значит, если говорить простым языком? Что нет смысла напрягаться. Или подрядчик предельно оптимизирует работы, экономит каждый рубль, применяет суперсовременные технологии и при этом рискует, или проваливает все планы, кратно превышает стоимость объекта — разницы, выходит, никакой. Это значит, что механизм отрасли в принципе не настроен на технический прогресс. Вот что главное: прогресс! Или, скорее, наше отставание от него.


Именно под таким углом рабочая группа оценивала темы, представленные на заседаниях во вторник и четверг: проблемы в ценообразовании, нормативы, качество проектирования, авторский надзор, экспертное сопровождение... Темы, как видим, специфические. Не все в ходе дискуссий было понятно, но признаться в том мне не стыдно. Создавалось впечатление, что иные эксперты умышленно погружаются в профессиональные нюансы. Словно давая понять, что только специалист в этом разберется.


Такие попытки Андрей Кобяков тоже пресекал, заметив одному из докладчиков: «Мы говорим на разных языках. Вы пытаетесь увести в терминологические дебри. Подготовьтесь лучше, чтобы мы вас понимали».


Понятнее и нагляднее всего — цифры. Вот несколько. В стране работают 1.520 юридических лиц, 1.711 частных предпринимателей, для которых проектирование является основным видом деятельности: проектные институты, бюро, мастерские... В них трудится 22 тысячи проектировщиков. Армия! При этом по европейским нормам в 2012 году по всей стране было спроектировано... 8 (восемь!) объектов, или 0,05 процента от общего их количества.


Полная неутешительная ясность. Но деятельность рабочей группы четко показывает, что скоро мы узнаем, как строители будут выходить из кризиса.

 

Советская Белоруссия №123 (24260). Суббота, 6 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter