У Анатолия Ярмоленко и музыкантов ансамбля «Сябры» появился еще как минимум один повод навещать Витебск чаще

Анатолий Ярмоленко: «Даже народному артисту нельзя бронзоветь»

На прошлой неделе на витебской Площади Звезд пророс еще один именной «василек». На этот раз — с именем народного артиста Анатолия Ярмоленко и музыкантов ансамбля «Сябры». Собственная плита на главной фестивальной аллее — приятное дополнение к специальной награде ­Президента Беларуси «Через искусство — к миру и взаимопониманию». В копилке коллектива уже десятки наград, но эта, признается лидер и художественный руководитель ансамбля Анатолий Ярмоленко, для него особенная.

На церемонии открытия именного «василька» в Витебске Анатолия Ярмоленко сопровождал любимый внук Анатоль.

— Чем старше коллектив, тем сложнее ему быть в тренде. А эта награда свидетельство того, что ансамбль жизнеспособен. Мы продолжаем исполнять и записывать новые композиции, поем для друзей и среди друзей, и это ценится. Через год «Сябры» отметят 50‑летие. Когда в далеком уже 1973‑м, собравшись компанией, мы думали над названием, решили, что лучше «Сяброў» ничего быть не может. Очень емкое слово. А еще оно было созвучно «Песнярам», а мы все были фанатами этого ансамбля...

— Когда «Сябры» только создавались, рассчитывали на то, что коллектив продержится на сцене так долго?

— Помню, как-то мы отмечали мой день рождения (мне тогда исполнилось 23) и я сказал: «Ребята, до 27 лет еще попою. А потом кому мы будем нужны?..» Потом наступили 27. И я подвинул этот срок до 35. И затем еще раз подвинул, и еще... Понял для себя: если я вый­ду на сцену и увижу, что зритель — хотя бы один! — уходит, я прекращу выступления. Поверьте, мне есть чем заняться. Пока я интересен, я выступаю. Спасибо нашим зрителям: не только сидят до конца, но и после финала еще долго не отпускают.

— Анатолий Иванович, все эти пять десятков лет вы работаете на имидж Беларуси, завлекаете гостей в страну, не только словом, но и делом...

— …Это вы на песню намекаете? Если честно, я даже не ожидал, хоть и надеялся, что она наравне с «Алесей» со временем станет визитной карточкой ансамбля. «Прыязджайце да нас у Беларусь» — это, по сути, музыкальное приглашение для всех друзей навестить нашу прекрасную страну. В свое время много разговоров ходило о том, что Беларусь идет не тем путем. Но жизнь все расставила на свои места. Иностранцы, приезжая к нам, видят, что здесь спокойно, чисто, красиво, у людей есть уверенность в завтрашнем дне. Глядя на наши благоустроенные города, современные агрогородки, на людей, которые работают на этой земле, туристы не перестают восхищаться Беларусью. А многие и вовсе хотят сюда переехать — и это лучшая реклама нашей стране. 
В девяностые, когда Беларусь стояла на перепутье, ­Президентом была выбрана очень правильная политика. Я много гастролирую и могу с уверенностью сказать: Беларусь сегодня — очень европейская, красивая, стильная страна. Даже мой внук это признает.
— Когда упрекали за семейственность в коллективе, вас это обижало?

— Могут же быть династии врачей, докторов, хлеборобов — и это всегда хорошо. Так почему же к творческим династиям относятся столь негативно? Хотя, наверное, это обыкновенная зависть. Сначала доставалось дочери, потом внуку. Хотя на мой взгляд, Анатоль — самый талантливый из нашей династии. Он сам пришел в профессию. Ни я, ни Алеся на него не давили и не заставляли. У нас, кстати, даже была такая творческая программа — «Династия». Пели я, Алеся, Анатоль, сын Святослав тоже присоединялся по возможности. Еще записали совместную композицию «Моя дорога — мои дети», которая всегда находит отклик в сердцах зрителей. Потому что мы поем о личном: о любви, поддержке, преемственности.

— Как Анатоль относится к репертуару «Сяброў»? Он же начинал карьеру в качестве диджея и хип-хоп-исполнителя.

— Конечно, новое молодое поколение на нашу музыку смотрит по-другому. Но я никогда не заставлял Анатоля петь то, что ему не нравилось. Нельзя заставлять молодое поколение быть такими, как мы. У них свой путь, у нас — свой. К счастью, мы хорошо знаем своего зрителя. Не могу сказать, что к нам на концерты рвутся тинейджеры, но если приходят, то мы расстаемся друзьями.


— Одна из композиций коллектива называется «Удзячны лёсу». А за что вы, Анатолий Иванович, признательны судьбе в первую очередь?

— Ответ — в самой песне, авторами которой, к слову, стали Геннадий Буравкин и Евгений Глебов. Все эти годы мы поем с благодарностью и любовью к зрителям, выступаем в разных странах, где у нас много друзей. При этом мы гордимся своей страной и всегда будем ее воспевать. Уже 50 лет нас вдохновляет любовь к работе, к родной земле, к замечательным людям, живущим в Беларуси.

— Многие объясняют успех ансамбля и такой долгий срок его жизни тем, что вы всегда были обласканы властью…

— Я часто повторяю: мы негосударственный ансамбль. Но люди не хотят этого слышать. Принято думать, что раз ты на виду и успешен, значит, имеешь поддержку во власти. Пробиться на музыкальный Олимп действительно сложно. Удержаться тоже непросто. А быть там десять, двадцать, тридцать, сорок лет вообще немыслимо. Поэтому мне постоянно приходится оправдываться, мол, мы не у кормушки. За все эти годы нам лишь раз пошили костюмы — к 30‑летию ан­самбля. Так мы и живем: все, что зарабатываем, вкладываем в свое развитие. А это инструменты, пластинки, запись песен. Очень давно нам отдали часть аппаратуры Виктора Вуячича — и все. Но я не хочу жаловаться. Потому что мы сильнее многих из тех, кому оказывается поддержка.
Еще одна награда, которую привез коллектив из Витебска, — почетный знак Министерства культуры Беларуси за вклад в развитие культуры композитору, клавишнику «Сяброў» Николаю Сацуре. В июне Николай Владимирович отметил красивый юбилей — 70 лет.
— Наверняка были сложные времена, когда хотелось все бросить?

— Самый сложный день — завтрашний. Ты не знаешь, каким он будет. Поэтому живу по принципу «то, что сделано сегодня, — это вчера». И на этом ни в коем случае нельзя почивать на лаврах, надо двигаться вперед. 
Когда мне делают комплименты, я сразу начинаю стряхивать с себя бронзу. Даже народному артисту нельзя бронзоветь. 
За эти почти пять десятков лет в наш коллектив приходили новые люди, но школа «сяброўская» сохранилась, мы все по-прежнему остаемся друзьями.

— Люди творческие любят ставить себе определенные цели — выступить на престижной сцене, собрать стадион. Вы свои амбиции уже реализовали?

— В принципе, я могу собрать любой зал, и предложение выступить в «Минск-Арене» получил едва ли не первым. А что касается стадионов, «Сябры» выступали, например, в «Лужниках» в Москве. Я не могу так просто выступать, все должно быть качественно, красиво, значимо. Но дело даже не в этом. Я с удовольствием работаю и в малых залах, когда вижу глаза зрителей. 
У нас очень много песен, которые заставляют думать, вспоминать о матери, о близких, о любимой женщине, о Родине. А для этого нужна соответствующая атмосфера. 
В этом смысле мне очень нравится зал минского Дворца Республики, где есть обмен со зрителем. Я не ставлю цели собрать как можно больше слушателей. Я ставлю цель как можно дольше быть интересным публике.

— Кто сегодня ваш зритель?

— На наши концерты приходят люди, для которых важны простые человеческие ценности: семья, дети, мир. Расскажу интересный случай. В 1981 году я выступал на космодроме, было несколько концертов в Звездном городке. И на одном из них ко мне подошла семейная пара. Попросила автограф и напутствие для их маленькой дочки Алеси. Я подписал тогда строчкой из песни: «Алеся, будь счастлива, как чудо, как сказка, как песня…» Так вот, несколько лет назад я участвовал в съемках российской программы «Субботний вечер», куда пригласили уже взрослую Алесю. Было очень трогательно, когда она рассказала, что этот автограф до сих пор хранится в их семье как талисман…

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter