Анатолий РУБИНОВ, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: “Политика – тоже творчество”.

Не люди для экономики, а государство и экономика для людей – основополагающий принцип, которым руководствуется наша страна.

“Мы не предлагаем строить некое общество, которое бы радикально отличалось от всех остальных. В конце концов, есть общие принципы исторического развития, и они одинаковы для всех. Но у каждого народа — свой менталитет, традиции и законы, которые формируют особенности развития. Мы должны постепенно двигаться вперед, шаг за шагом, в том числе в плане либерализации нашей экономики”, — считает Председатель Совета Республики Национального собрания Анатолий Рубинов.
В интервью “НГ” спикер верхней палаты парламента рассуждает о том, зачем нам нужна сильная президентская власть, что объединяет всех альтернативных кандидатов и какие принципы лежат в основе экономической безопасности государства.

— Анатолий Николаевич, избирательная кампания по выборам Президента приближается к кульминации. Интерес к ней огромный, но давайте немного вспомним историю. В сложнейшие 90-е годы, в переходный период, государство нуждалось в жесткой централизованной системе управления. Именно сильная президентская власть, четко выстроенная исполнительная вертикаль отвела страну от экономической пропасти и избавила от политической смуты, заложив фундамент для построения независимого государства. Можно ли говорить, что переходный период пройден? Какова роль президентской власти на нынешнем этапе?

— Для начала давайте определимся, от чего к чему мы переходим. От системы советского устройства, когда у нас была суперцентрализованная экономика при полном отсутствии рыночного регулирования, мы переходим к экономике западного типа, основанной на свободной конкуренции между частными производителями, приоритете экономических законов и частной собственности. Я полагаю, что пока мы находимся еще в пути, хотя пройден уже достаточно большой отрезок и сделано многое. В связи с возрастающими процессами глобализации экономики нам неизбежно придется всерьез заняться приватизацией, переходить к частной собственности почти во всех сферах экономической деятельности. Но делать это надо постепенно, взвешенно, не бросаясь в омут с головой, чтобы не повторять ошибки наших соседей. Именно такую политику и проводит руководство страны.
Ну а пока госсобственность у нас преобладает, то и власть, которая отвечает за ее эффективное функционирование, должна быть достаточно сильной. Я убежден в том, что урезать президентские полномочия сегодня преждевременно. Для этого нужны соответствующие экономические условия, развитая партийная система, высокий уровень политической культуры. Недавно вышла книга известного российского историка Роя Медведева “Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели”. Автор достаточно объективный, незаангажированный, во всяком случае, его сложно упрекнуть в пристрастии к советскому времени. Так вот что он пишет: демократия — это то, к чему общество приходит в течение длительного, иногда мучительного пути развития. Но это не то, с чего может и должно начинать молодое, только что родившееся государство.

— Завершается вторая неделя выступлений кандидатов в Президенты по радио и телевидению. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, наблюдениями по этому поводу...

— Мне удалось послушать все выступления, и у меня сложилась абсолютно отчетливая позиция. Прямо скажем, оригинальностью никто из кандидатов от оппозиции не блещет, и рецепт воздействия на избирателей у них незамысловатый. Огульная критика всего и вся перемежается с непонятной злобой, беззастенчивой ложью и враньем. Один из них говорит: все деньги съело чиновничество, давайте его разгоним, сократим госаппарат. Да, из-за безответственности и недобросовестности отдельных должностных лиц категория “чиновник” сегодня имеет негативный оттенок. Но это не значит, что если завтра мы начнем чистку управленческого аппарата, то в одночасье заживем богато. В Беларуси на сто тысяч населения приходится 566, в Казахстане — 604, в России — 818, в Украине — 839 работников госаппарата. У нас нет избытка чиновников, Президент жестко контролирует их количество.
Другой кандидат вещает: я приду к власти и всех озолочу. Зарплаты и пенсии поднимем в разы, каждой матери — по 25 тысяч долларов за ребенка. Но я так и не услышал внятных объяснений, откуда возьмутся деньги на выполнение столь щедрых посулов. Разве что распродать скопом всю собственность, в том числе и весь нефтехимический комплекс. Но что завтра будем делать? Стоять перед олигархами с протянутой рукой?
Третьи взяли на вооружение тактику запугивания населения. Мол, экономика на последнем издыхании, рубль завтра рухнет, газ-нефть перекроют и так далее. Впрочем, такие страшилки мы слышим перед каждыми выборами.
Есть и такие, которые говорят здравые вещи, умно рассуждают о модернизации, либерализации, инновациях и так далее. Но проблема вся в том, что они элементарно компилируют заявления и тезисы действующей власти. Пока они говорят, власть действует и решает проблемы.
По сути, всех альтернативных кандидатов объединяет одно — оторванность от жизни общества. Они живут в обособленном мирке, абсолютно не участвуют в строительстве государства, но при этом разъезжают в дорогих иномарках, живут за границей в шикарных отелях. Они просто не хотят и не могут видеть, что страна-то ушла далеко вперед. И поскольку они не участвуют в этом движении, то ничего толкового предложить не могут. Сплошная демагогия.

— Совсем скоро состоится IV Всебелорусское народное собрание, которое подведет итоги уходящей пятилетки и определит цели и задачи на ближайшие годы. Белорусская модель развития на практике доказала свою жизнеспособность и эффективность. Вместе с тем существует ряд факторов, оказывающих сдерживающее влияние на динамичное социально-экономическое развитие страны. Означает ли это, что действующая модель себя исчерпала и нуждается в корректировке?

— В чем сущность белорусской модели? Это концепция развития на переходный период. Мы же не предлагаем строить некое общество, которое бы радикально отличалось от всех остальных. В конце концов есть общие законы и принципы исторического развития, и они одинаковы для всех. Изобрели что-то новое, придумали технологию, и сразу все ухватились. Кто проигнорировал, тот неминуемо отстанет. Но в каждой стране свои традиции, законы, свой менталитет, которые формируют особенности развития. Главные характеристики белорусской модели — это эволюционный, социально направленный путь развития, исключающий всякие перевороты, скачки и шоковые реформы. Мы должны постепенно двигаться вперед, шаг за шагом, в том числе в плане либерализации нашей экономики.
Не люди для экономики, а государство и экономика для людей — вот основополагающий принцип, которым руководствуется наше государство. Если, например, возникает вопрос, надо ли ликвидировать те или иные недостаточно эффективные предприятия, с тем чтобы освободиться от непроизводительных затрат и тем самым повысить эффективность экономики, то прежде всего следует ответить на вопрос, что будет с работающими там людьми. Не заставишь ведь их по разнарядке пойти в бизнес. Если экономика выиграет, а люди проиграют, то такой вариант у нас не принимается. Конечно, нельзя мириться с неэффективным производством. Надо помогать ему выходить на рентабельный уровень. В этом смысл нашей социально направленной экономики, и я не думаю, что мы должны от нее отказываться.

— В контексте непростых взаимоотношений Беларуси и России каким вам видится будущее Союзного государства и Таможенного союза? Каковы перспективы формирования Единого экономического пространства?

— Россия та страна, с которой мы всегда будем вместе. Нас слишком многое объединяет сегодня, в том числе высокий уровень экономической кооперации, десятки совместных программ, поэтому, кто бы что ни говорил, какие бы заявления и прогнозы ни звучали в СМИ, оторвать Беларусь от России не реально. Я убежден, что Россия была и будет нашим главным стратегическим партнером, несмотря на все трения и конфликты, которые порой возникают на политическом уровне. Другого пути, кроме выстраивания нормальных взаимоотношений по всем направлениям, у нас нет.
Мне кажется, что Союзное государство, равно как и Таможенный союз, вполне способны стать формами реинтеграции на постсоветском пространстве. Мы должны укрупняться как единый геополитический субъект. Промежуточным звеном в этом направлении, надеюсь, станет формирование Единого экономического пространства, которое позволит Беларуси, России и Казахстану сотрудничать без барьеров и сделает еще более привлекательными наши рынки для зарубежных инвесторов.
Но надо иметь в виду и другое. Белорусский народ, хотя и имеет много родственного с русским, все-таки самостоятельный народ. Пройдя сложнейшие перипетии истории, войны, трансформации государств, границ, мы смогли сохранить на этой территории белорусское ядро, свой язык, самосознание. И как у всякого независимого государства, у Беларуси тоже есть свои национальные интересы. Наши партнеры на Востоке и на Западе должны их учитывать и уважать. Беларусь не просит у своего союзника никаких дотаций и никаких преференций. Мы лишь считаем, что в Союзном государстве цены на энергоносители должны быть одинаковые или, правильнее сказать, равнодоходные. Двести пятьдесят так двести пятьдесят, триста так триста долларов, но чтобы одинаково для обеих сторон. Тогда это будет на пользу всем.

— Как вы думаете, нынешнее потепление отношений Беларуси с ЕС, налаживание политического диалога — это закономерность или следствие политической конъюнктуры, как говорят некоторые эксперты, стремление Европы перетянуть Беларусь на свою сторону?

— Во-первых, следует четко осознать и понять, что Беларусь по своей сути страна европейская. Кто бы к нам ни приехал, он не увидит большой разницы. По уровню развития науки, техники, культуры мы нормальное европейское государство. По ряду вопросов мы готовы учиться у своих более опытных соседей, перенимать все лучшее, что у них есть. Мы открыты для полномасштабного сотрудничества с Европой. И там уже начинают понимать, что взаимное движение навстречу друг другу — это историческая необходимость для обеих сторон.
Во-вторых, путь сближения с ЕС — это стратегический путь, не дань моде и не случайное временное явление. Больше половины нашего экспорта, причем с положительным для нас торговым сальдо, приходится на страны Евросоюза. Беларусь для ЕС — это геополитический и экономический мост между Востоком и Западом, надежный транзитный партнер. Я не говорю, что завтра мы непременно должны вступить в ЕС. Но мы абсолютно искренни в своем стремлении сотрудничать с Евросоюзом без железных занавесов и искусственных барьеров.

— В апреле этого года в стране состоялись очередные выборы в местные Советы депутатов. На ваш взгляд, насколько эффективно работают органы местного управления и самоуправления в решении проблем жизнеобеспечения граждан?

— Если посмотреть, как живут сегодня люди на местах, то мы увидим разительные перемены в сравнении с тем, что было еще пять-семь лет назад. Недавно в Костюковичском и Краснопольском районах прошло выездное заседание Совета по взаимодействию с органами местного самоуправления, структуры, действующей при верхней палате парламента. И обсуждались на нем не проблемы отсутствия у людей жилья или топлива, как это было раньше, а вопрос о внедрении автоматизированной информационной системы местных Советов. Вот уровень, до которого мы дошли. Качество жизни на селе, в малых городах буквально на глазах меняется в лучшую сторону. И в этом большую роль играют местные Советы, которые вместе с исполкомами, входящими в вертикаль исполнительной власти, работают непосредственно с людьми. Многим на Западе такой дуумвират непонятен. Спрашивают, почему, мол, не совместить эти структуры. Но ведь в европейских странах за десятки лет давно все устоялось. У нас же колоссальный объем работы: где поликлинику оснастить новым оборудованием, где школу построить, где газопровод провести.
Местные Советы никогда не решат эти вопросы без соответствующих финансовых ресурсов, которые сконцентрированы у государства. Поэтому сотрудничество местных Советов и исполкомов выглядит сегодня наиболее оптимальной формой осуществления властных полномочий на местах.

— Анатолий Николаевич, у вас огромный опыт научной работы. На вашем счету десятки научных изобретений и сотни научных работ. А что интереснее: заниматься наукой или политикой?

— Мне лично интересно там, где есть простор для творчества, где требуется поиск свежих идей, где постоянно работает мысль. Если человек действительно чем-то увлечен, относится к делу с душой, он получает огромный эмоциональный заряд, который помогает решить любую проблему. И политика здесь не исключение, хотя в ней есть и свои нюансы.
В отличие от ученого, эксперименты которого волнуют только его самого и его коллег, политик испытывает колоссальный груз ответственности за судьбы людей и страны в целом. Поэтому политикой заниматься сложнее.

— Что же помогает вам в этом занятии и в жизни вообще?

— Я стараюсь придерживаться простого принципа: будь честным, не делай людям зла и старайся принести в мир больше добра и пользы. Человек по натуре общественное существо и главное для него — общественная оценка. Каждого из нас ценят по нашим поступкам. Поэтому кредо мое простое: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

— Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

— Вот сегодня наполовину новую песню сочинил, она показалась мне интересной, решил показать супруге. Та удивилась: когда же ты, спрашивает, успел? Секрет прост: надо уплотнять свое время. Мне неинтересно сидеть без дела. Мозги должны постоянно работать, будь то наука, поэзия или просто чтение книг. Я всю жизнь занимался фотографией, с появлением компьютера изучил все виды редактирования. Когда-то на спор с дочерью сочинил песню, попросил ее показать мне аккорды на гитаре. С тех пор с музыкой не расстаюсь. Некоторые из моих песен взяли в свой репертуар Тиханович с Поплавской. И все-таки главное для меня — это работа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter