Анастасия Волочкова: «Я хочу идти и приходить к красоте». Имя примы Анастасии Волочковой по праву вписано в историю русского балета. Анастасия талантлива, красива, горда и неповторима

Наша встреча произошла, когда Анастасия Волочкова в третий раз приехала на «Славянский базар» в Витебск, чтобы исполнить всего один современный номер «Ангел» — композицию на музыку «Ave Maria» Шуберта и Греговича.
— Мне очень близко то, что происходит на «Славянском базаре в Витебске». Я сама не раз организовывала благотворительные акции для детей: концерты, спектакли в Санкт-Петербурге, Москве и считаю, что нужно больше уделять внимания детям, молодежи, привлекая их к культуре, музыке, искусству в целом. Тем самым обогащается уровень нашей страны. Да, я говорю о нашей общей стране, потому что глупо разделять Россию, Беларусь, Украину. Мы — славяне и должны быть едины. Отныне любое мое появление в Беларуси – это в первую очередь дань уважения Президенту Александру Лукашенко. Я бесконечно благодарна Александру Григорьевичу, который поддержал меня в тяжелые часы после увольнения. Меня очень тронула поддержка человека, который с таким добрым участием протянул руку помощи, а также оказал большое внимание, организовав в Минске сольный концерт. Он открыл свою республику, понимая, что мне было нужно в тот момент. — Как сейчас у вас обстоят творческие дела? — Я нашла отдушину, потому что в моей творческой жизни произошел высокий подъем – работа с Юрием Григоровичем. Он сделал меня примой театра Григоровича. Я только этим и живу. Сейчас готовлюсь к очень ответственным гастролям в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Это вдвойне знаковое событие. В этом театре я не танцевала практически шесть лет. И ведь возвращаюсь в большой балет сразу с великим Григоровичем, который доверил мне танцевать в премьере гастролей. Я исполняю партию Эгины в балете «Спартак». — Что ж, поздравляю вас! — Большое спасибо. Я всегда бесконечно рада работать с творческими людьми. Планируется мой сольный концерт в Санкт-Петербурге, в большом концертном зале «Октябрьский». А еще я с нетерпением жду выхода 30 августа на телеэкраны восьмисерийного фильма «Место под солнцем», в котором снялась не так давно. Это был самый интересный проект в кино, где я смогла воплотить мечту. — Вам больше нравится балет или кино? — Понимаете, они представляют собой два совершенно разных мира. Мне по сердцу и тот, и другой. Я счастлива, что смогла найти себя как балерина, и благодарна тем людям, которые открыли во мне актрису, прежде всего итальянскому кинорежиссеру Али Ханраеву. Хотелось бы, чтобы между кино и балетом было нечто общее: актерское мастерство и, прежде всего, духовность. Ведь если в балетном искусстве на первом плане — пластика движений, грация тела, то в киносъемках все построено в большей степени на эмоциях, состоянии души. Я мечтаю о том, чтобы в балете можно было достигать тех же совершенных условий и целей и зрители во время исполнения танца замечали не только поворот моей головы, но и выражение глаз. Я хочу идти и приходить к красоте через человеческую гармонию, которая для меня является идеалом. Благородство, достоинство, чистота, свобода, честь, грация, естество… — Но ваше имя уже символ балета... — Любой мой дар или способность не больше, чем самый большой театр. И я даже не смею думать, чтобы мое имя произносили в одном ряду со знаменитыми балеринами. Я еще не дошла до той настоящей грани, которая могла бы меня раскрывать и характеризовать как человека и творческую личность. Мне делает честь лишь то, что я имела счастье работать и находиться рядом с такими великими людьми, как балерина Майя Плисецкая, хореографы Борис Эйфман, Борис Васильев, Юрий Григорович… — Почему же произошло ваше увольнение из Большого театра? — Это было совершенно незаконное действие со стороны директора. Вообще-то это доказал Тверской суд, который восстановил меня в театре. Дело в том, что меня уволили без всяческих на то оснований, объяснив в письме, что будто я отсутствую на работе уже 78 дней. То есть все оформили задним числом и, несмотря ни на что, поставили в начале сезона несколько спектаклей, которые отнимали у меня один за другим. Из всей этой ситуации было ясно одно: это чей-то заказ, грамотно исполненный администрацией Большого театра. Я пережила трудное время, когда приходилось отстаивать свои позиции в суде, вступив в борьбу, по сути, с неравными силами денег, власти, связей и влияния. Думаю, мне удалось показать, что в нашей стране существуют законы, государственная власть. Мне это дорого и важно, поскольку Большой театр всегда был государственной структурой, подчинялся руководителю страны, в былые времена – государю. Надеюсь, что эти традиции останутся в стране и театром перестанут заправлять денежные воротилы, которые видят в нем лишь средство наживы. — Это и повлекло за собой массу кривотолков, которые, словно шлейф, до сих пор тянутся вслед за вами? — Конечно. Главная трагедия заключается в том, что я до сих пор не могу танцевать на сцене Большого театра. Мне лишь позволено репетировать там и готовиться к ответственным выступлениям. Одна из перипетий закончилась буквально перед отъездом в Витебск. Это судебное разбирательство, касающееся московской квартиры, которую у меня пытались отнять, предъявив обвинения, будто я не заплатила за нее деньги. Правда, люди вспомнили об этом спустя три года. Я благодарна адвокатам компании «Падва», освободившим меня хотя бы от одной проблемы. Тяжба с петербургской квартирой еще продолжается. А в суды с Большим театром больше ввязываться не собираюсь. Безусловно, все происходящее – месть тех, кто создал изначально такую ситуацию. И возможно, мои стойкость, мужество, непоколебимость заставляли их действовать все более ожесточенно и озлобленно. Мне, наверное, при этом было тяжелее всего. Отмываться от грязи, которой меня облили, я могла только с помощью творчества. И сольные концерты, программы, которые прошли в Петербурге, по регионам России показали, что у меня есть партнеры: солисты Большого и Мариинского театров, Киевской оперы. Сегодня, когда все сводится к сантиметрам и килограммам и всех балерин ставят под линейку вместо того, чтобы проводить грань и различать их амплуа, говорить об индивидуальности, директор Большого театра не понимает, что тем самым разрушает русский балет. Балет, в котором всегда жила великая русская душа, которая отличала его от всех балетных трупп мира. Увы, знаменитыми большими театрами сегодня руководят люди, которые ничего не понимают в балете, опере, музыке и, не стесняясь, открыто заявляют об этом. И самое неприятное в том, что деньги в стране решают все. Да, возможно, в жизни это так. Но настоящее искусство никогда не может быть бизнесом, потому что в нем нет никакого расчета. А вот бизнес должен быть искусством. Просто нужно грамотно, с любовью подходить к тому делу, которым занимаешься серьезно. Большой театр избавлялся от многих личностей: Г. Вишневской, М. Ростроповича, Ю. Григоровича, В. Васильева, Е. Максимовой, М.Лиепы… Никто уже не помнит имен тех директоров, которые уничтожали искусство своим путем. Но Юрий Григорович показал, что балет существует не там, где Большой театр, а там, где большие таланты, профессионалы, личности. Большой разрушается, в том числе и судя по тому, какие там ставятся спектакли. Вместо балетов великого мастера Григоровича «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот», «Спартак», «Золотой век», «Каменный цветок» показывают такие, как «Светлый ручей», в котором на сцене тракторы, «Палата № 6» и тому подобные. Уже одно это говорит о нездоровой театральной атмосфере. — Вас сравнивают с личностями типа Анны Курниковой, которые специально устраивают вокруг себя скандалы, стараясь тем самым привлечь к себе внимание… — Увы, я с этим ничего не могу сделать и не буду. Что касается сравнения меня с Анной Курниковой и другими личностям, считаю, что у каждого человека в этой жизни свое место, предназначение. И я хотела бы занимать не чье-то место, а свое истинное, быть профессионалом, прежде всего в балете, признанной великими личностями, работать с интересными людьми, завоевывать внимание и уважение зрителей. Это для меня самая главная задача. А если я чувствую, что могу что-то еще, то с удовольствием это делаю. Просто мне скучна жизнь у балетной палки с одночасовой репетицией. Я могу приносить пользу России, создавая концертные программы, новые современные проекты, художественные клипы, танцуя в спектаклях, снимаясь в кино. Во мне живет глубочайшая вера: моя страна может меня защитить. Я не хотела бы потерять родину по прихоти некоторых людей, которые мне постоянно намекают на это. Я очень дорожу Россией, которую бесконечно люблю, и тем, что по праву могу называться русской балериной. Все испытания были ниспосланы мне свыше, чтобы я смогла вынести их достойно. Сегодня я благодарю Бога за то, что все произошло именно так. Это помогло мне стать сильнее, крепче, приобрести хороший жизненный опыт. Сразу после увольнения внутренне я все равно пожелала доказать зрителю, что существую как балерина. Я задумала дать два концерта в Кремле. И моя концертная программа «Лестница в небо» прошла с большим успехом. Это была истинная победа. 12 тысяч зрителей стоя аплодировали мне. Я верю в то, что если мой жизненный путь будет правильным, чистым, честным, свободным, то я смогу одержать верх в любой ситуации. Но свобода, в моем понимании, — это когда никто и ничто, никакие деньги не могут заставить тебя поступать неправильно. Быть свободным – значит жить, ни на кого не рассчитывая, кроме себя. И это, пожалуй, то, чему меня научило произошедшее. Я поняла, что никакие высокопоставленные люди не могут помочь и посодействовать, когда речь идет о деле чести, совести. Главное – жить с Богом в душе. — Анастасия, что бы вы пожелали напоследок? — Я желаю людям Беларуси, всей нашей страны жить в единстве, иметь больше доброты в сердце, уметь прощать друг другу какие-то мелочи, недостатки, понимая, что жизнь сегодня может быть очень короткой. Я призываю каждого человека ценить своего ближнего таким, какой он есть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter